Казахский музыкальный инструмент: что такое домбра и сколько струн

Описание

Техника игры на домбре аналогична методам игры на других щипковых инструментах: левая рука музыканта свободно скользит по шее (шее), а звук производится пальцами правой руки, ударяя по обеим струнам. Поющие, бархатные и ритмичные звуки домбры рассказывают бескрайние степи Казахстана, мирный джайлау с мирно пасущимися стадами. Но звук струн стоит усилить, и мелодия несется за стадом скачущих по пастбищу жеребцов.

Домбра

В мелодиях степной домбры слышен шелест трав и шум ручьев, ликование хоровых птиц, ржание лошадей и топот копыт. В старину на домбре играли на вечеринках и перед боем, чтобы добиться соответствующей атмосферы. Как и русские шуты, казахские народные сказочники акыны ходили с домброй по базарам, ярмаркам и деревням, исполняя один кю за другим. Всего за 2–4 минуты (время игры на кю) степные музыканты с помощью двух струн передали радости и печали простых людей. Какой бы грустной ни была мелодия, в звучании домбры всегда есть теплое и искреннее прощальное слово. В народе говорят, что душа казахов живет в звуках домбры.

Устройство домбры

Являясь родственницей балалайки, домбра имеет грушевидный корпус с двумя струнами и длинную шейку, на шее которой крепятся лады. Зафиксировав струны между ладами, можно получить более мелодичный звук. Интересно, что казахское название «домбра» состоит из комбинации двух слов: «хаус» означает «звук», а «бюстгальтер» означает «настраивать струны». Рождение казахского народного инструмента начинается с выбора дерева, традиционно мастера вырезают корпус из твердых пород дерева: клена, дуба, сосны. Изготовление каждой детали домбры и, прежде всего, деки с пружиной, которая действует как усилитель звука, требует точности и силы. Погрешность даже в 1 мм приводит к хрипу и дребезжанию во время игры. Раньше на тело домбры натягивали натуральные струны — из кишки ягненка, поэтому инструмент издавал более глубокий, низкий и глухой звук. Поскольку плохое настроение неудобно для исполнения классических оркестровых произведений, домбра европеизировали, заменив ее струны на полимерные.

Домбра и домра – это одно и то же?

Очень часто люди используют эти два слова как синонимы, придавая им одно и то же значение. Если вы взяли на себя смелость сделать это, то это была большая ошибка. Даже люди с музыкальным образованием не всегда знают разницу между этими инструментами, поэтому подробнее о них мы поговорим позже.

Музыкальный инструмент домбра, как уже говорилось, двухструнный, а домра — трех- или четырехструнный шедевр, которым уже гордится русская культура.

Общим для этих двух инструментов является то, что они щипковые, и медиаторы используются для воспроизведения звука для них. В истории и культуре они использовались примерно для тех же целей.

Один из главных музыкальных инструментов Казахстана

Здесь мы остановимся на уникальном шедевре. Домбра — музыкальный инструмент, который по праву считается национальным достоянием Республики Казахстан. В основном его отличает то, что в нем всего две струны, но это никоим образом его не ограничивает. Любой, кто умеет играть на домбре, сможет создавать красивую и абсолютно законченную музыку, используя только эти две струны. Здесь важно помнить, что домбра легко может быть как сольным инструментом, так и играть в большом оркестре, создавая уникальный музыкальный фон.

Домбра — это щипковый музыкальный инструмент. Это означает, что звук извлекается из него одним из следующих способов:

  1. С щепоткой.
  2. Мазком кисти.
  3. С помощью посредника.

В результате получается тихий, нежный и сладкий звук, который подходит как для громкой оркестровой музыки, так и для тихой лирической сольной темы.

Часть калмыцкой культуры

Интересен тот факт, что домбра — такой же калмыцкий музыкальный инструмент, как и казахский. У калмыков не было полноценного профессионального пения в ансамблях и даже в театре. Для них было обычным делом слышать всевозможные сольные выступления рассказчиков в сопровождении музыки. Именно для этого аккомпанемента использовалась домбра. Часто одновременно с этим действием они начинают танцевать и петь в унисон. Домбра (музыкальный инструмент, фото которого вы увидите ниже) прочно вошла в культуру Калмыкии, о чем никогда нельзя забывать.

Что такое домра в музыке?

Не нужно много фантазировать, чтобы представить себе домру. Он очень похож на балалайку, но его основной корпус не треугольный, а овальный. Домра состоит из трех основных частей, и в этом она очень похожа на домбру. Самый распространенный вид — небольшая домбра, тело которой представляет собой полусферу. Помимо корпуса инструмент состоит из шеи, часто называемой шеей, и головы.

Что касается корпуса, следует также отметить, что он включает в себя такие элементы, как корпус, бридж, кнопки для крепления струн и седло.

«Самый народный» инструмент

В современной домбре 21 лад и нейлоновые струны. В старину кочевники-калмыки играли на домбре гораздо проще: ладов было всего семь, струны были сделаны из кишок животных и любых деревьев домбры, которые они могли найти.

Возможно, именно благодаря этой простоте и доступности домбра стала поистине «народным» инструментом, — говорит преподаватель кафедры народных инструментов Республиканского колледжа искусств Любовь Дохаева.

«Каждый мог создать себе такой инструмент, и каждый делал это по своему вкусу: была домбра-домбра, она была трапециевидной, восьмиугольной, этот инструмент был самым популярным, самым узнаваемым», — говорит Дохаева.

Собирает небольшую неприхотливую домбру. На клавиатуре надпись «Цаганур». «Так называется деревня — мастер, создавший этот инструмент, решил сразу указать место происхождения. Этому инструменту около 100 лет, на нем играли наши бабушки», — поясняет он.

Любовь Дохаева Валерий Матыцин / ТАСС
Обожаю Дохаеву © Валерий Матыцин / ТАСС

На протяжении многих лет Любовь Дохаева руководила ансамблем калмыцких народных инструментов «Баир», в котором также играют студенты вуза. Созданный в 1980-х годах, «Баир» сейчас известен далеко за пределами Калмыкии — например, прошлым летом ансамбль выступал в Польше, а затем в Южной Корее.

«Мы играем не только произведения калмыков, в которых вместе с домброй играют на других национальных инструментах — хучир, лимба, джочин, — но и мелодии разных народов — финнов, чехов, поляков, перуанцев… Сейчас готовим попурри на военная тематика к 75-летию Победы », — рассказывает руководитель ансамбля.

Он занимается домброй с раннего детства: «Наша мама играла и пела обо всем вместе с соседями, которые часто собирались. Они не играют, они хранят инструменты, оставленные их бабушками».

Путь к электроинструменту

Кочевники делали домбру из того, что было под рукой, и практически из любого материала: дерева, тростника, кожи, костей, рогов животных, конского волоса. Для веревок использовали кишки козла или барана.

В более поздний период и сегодня домбра изготавливается из прочной древесины дуба и клена. Кроме того, искусствоведы разделяют два типа домбры: западную и восточную. Вестерн — это большая домбра с грушевидным овальным туловом и тонкой шеей. Знатоки отмечают, что этот инструмент обладает особенным гулким звуком и полон переливов с низким тембром. А вот восточная домбра очень мелодична. У них широкое лопатообразное тело и короткая шея.

Изготовление домбры — особый навык, искусство, которое подвластно не каждому. Как будет звучать домбра, зависит от малейшей детали. Порода древесины играет важную роль.

В 2012 году была создана электротень. Изобретатель — Нуржан Тойиши, основатель необычной группы Aldaspan. Как рассказывает Нуржан в многочисленных интервью, идея создания такой домбры пришла ему в голову в конце 80-х, но приступить к реализации удалось только в 2009 году. А в 2012 году первая и единственная в мире группа, играющая на электрическая появилась домбра.

Из чего она состоит?

Музыкальный инструмент домбра, как и любой другой, имеет свои составные части. Во многом они типичны для ощипанного продукта, но будет очень интересно посмотреть на них получше. Таким образом, в состав домбры входят:

  1. Тело (в казахской культуре — шанак). Он действует как усилитель звуковых волн, как и в других подобных инструментах.
  2. Дека (в казахской культуре — какпак). Он не только усиливает звуковые волны, но и придает им характерный звуковой цвет, формируя тембр инструмента. В зависимости от формы или неправильности деки идентичных инструментов этот тембр может сильно различаться.
  3. Стоя. Практически весь звук инструмента зависит от качества, веса, формы и настройки этой детали. Это напрямую влияет на силу, равномерность и тембр звука домбры.
  4. Струны. Они являются источником звука, а значит, без них точно ничего работать не будет.

Венозные тяжи всегда были традиционными для домбры, которую получали изнутри козы или барана. Когда-то считалось, что веревки высочайшего качества производят из кишок овцы, которой уже два года. Они придали звуку более низкую высоту, и это было как раз то, что было характерно для традиционной казахской музыки. В наши дни веревки часто изготавливают из лески. Для всех остальных элементов домбры подойдет любое качественное дерево.

Домбра и Паганини

Популярные мелодии вместе с техникой игры на домбре передаются в Калмыкии из поколения в поколение. «Калмыцкая музыка очень тесно связана с калмыцкой речью — поэтому в устной традиции до нас дошли старинные мелодии, мелодии, которые когда-то сочиняли наши бабушки и прабабушки. Неслучайно одни и те же песни калмыков дошли до нас могут звучать по-разному в разных сферах — везде они по-разному интерпретируются », — говорит Екатерина Ахаджаева, преподаватель домбры Колледжа искусств.

Но на калмыцкой домбре можно играть не только народные мелодии: с 20 века народный инструмент все увереннее играет в мире академической музыки. А в музыкальных школах на домбре играют классические гаммы и мелодии.

Калмыцкие домбры на стене одного из учебных классов ПО Чонкушова Валерий Матыцин / ТАСС
Калмыцкие домбры на стене одного из учебных кабинетов П.О. Чонкушова © Валерий Матыцин / ТАСС

«Наш калмыцкий композитор Савр Катаев написал концерт для домбры с оркестром, на домбру обратили внимание и другие современные композиторы — Аркадий Манджиев, Петр Чонкушов. № 24. Паганини. Конечно, были трудности, но тем не менее да, оказывается возможным ! «- она ​​говорит.

Теперь, когда домбра стала официальным брендом республики, все больше и больше людей хотят научиться на ней играть, говорит Ахаджаева: «Взрослые тоже начали учиться — теперь хурул (буддийский храм, монастырь, калмык (монгол — Ойрат) ламаизм) проводит бесплатные уроки калмыцкой домбры — о ТАСС».

Что исполняют на домбре?

Продолжим рассмотрение, что такое домбра (фото представлены в статье). В этом разделе рассказывается, пожалуй, самое главное об этом инструменте. Все еще не уверены, для чего его можно использовать?

Как бы потрясающе это ни звучало, на домбре можно играть любую музыку, от классических произведений и народных мотивов до современной поп-музыки. Для этого вам просто нужно научиться обращаться с этими двумя веревками и, конечно же, много практиковаться. Хотя ранние ансамбли домбры были чем-то невероятным, сегодня он может играть на любом другом инструменте в парах или даже в оркестре. Вместе с другими народными струнными и щипковыми инструментами он звучит очень гармонично и приятно.

Хотя на домбре вполне возможно играть музыку любого жанра, куй считается ее главным активом. На протяжении сотен лет степняки исполняют эту музыку для удовольствия, и незнание музыкальной грамотности их никоим образом не останавливает.

Куй может выполняться в двух стилях: боевой и шертпе. Первый вариант нам знаком и знаком, а второй предполагает выполнение с помощью легкого натягивания веревки. Начало шертпе положил казахский богатырь Татимбет примерно в 19 веке.

Многие музыканты пытались научиться играть на домбре, и это оказалось для них трудным или даже невыносимым. Весь секрет в том, что очень сложно понять, как две струны могут создавать законченную и абсолютно красивую музыку.

Как появилась домбра?

У казахской домбры много родственников, в том числе русская домра, узбекская домбра и башкирская домбра. Точно сказать, как и когда появился казахский национальный инструмент, невозможно. Но в одном исследователи уверены: это предмет с богатой историей. Археологические находки указывают на то, что прототип домбры появился более 4000 лет назад.

В качестве доказательства приводятся наскальные рисунки, найденные на плато Майтобе в 1989 г. На рисунке изображен музыкальный инструмент, по форме напоминающий домбру, и танцующие люди. Археолог Кемаль Акишев отнес находку к эпохе неолита.

Племена саков также играли на инструменте, очень похожем на домбру. Во время раскопок в Хорезме археологи обнаружили терракотовые фигурки музыкантов с двумя струнами в руках. Также они нашли описание этого инструмента у куманов (европейское название кипчака). Домбру любили и племена гуннов. До наших дней сохранились и их кюи: «Кегеш», «Сары Озен», «Шоубар ат».

Абу Насыр аль-Фараби в своих трудах описал барабан: инструмент, очень похожий на домбру.

О происхождении инструмента ходят, конечно, красивые легенды. По одной из них, на Алтае жили два брата-великана. Младший очень любил играть на своей домбре. И как только он начал играть, он забыл обо всем мире. Старец был очень самонадеян. Он хотел прославиться, построив мост через реку. Он начал собирать камни и строить мост. Чем старше он работает, тем моложе играет. Прошел день, второй, третий. Музыкант не спешит помогать брату. Тогда старец рассердился, схватил домбру и ударил ее о камень. Музыка стихла, но на камне остался след. Спустя много лет люди нашли этот отпечаток, по его образу начали создавать новые домбры: снова заиграла музыка.

Другая легенда гласит, что любимый сын Чингисхана Джучи погиб во время охоты, слуги не знали, как сообщить об этом своему правителю и принесли ему музыканта. Он не сказал ни слова, а просто играл на домбре куй «Аксак кулан». Хан все понял и приказал исполнить домбру. С тех пор на инструменте появилась дыра — след расплавленного свинца.

Другая интерпретация предыдущей истории не обошлась без любовной составляющей. Раньше у домбры было пять струн и не было отверстий. Джигит Кежендык мастерски освоил этот инструмент. Так он полюбил дочь местного хана. Хан пригласил рыцаря к себе в юрту и велел ему показать свою любовь к дочери. Кежендык заиграл. Играл долго и красиво. И пел не только о любви. Он пел песни о самом хане, о его жадности и жадности. Хан рассердился и велел облить домбру свинцом. Именно тогда образовалась дыра, и остались только две веревки.

В красивых легендах есть доля правды. Этот щипковый инструмент, как никакой другой, может передать звуки казахской степи, ветер, взбивающий ковыль, горы, вздымающиеся на фоне неба, уходящие вдалеке облака. Куй может красиво петь о красоте, а айтыс — на ура, запоминая самые низкие качества, после чего героям обязательно захочется наполнить инструмент свинцом. Недаром храбрых акынов ценили во все времена. Музыка могла сказать то, что люди сами боялись сказать. В соревновании айтискеров некоторые вообще видят прародителей современных рэп-баттлов.

Для казахского народа домбра имеет особую историческую ценность. Еще есть поговорка:

«Naғyz Kazak — Kazak Emes, Nayz Kazak — Dombyra!» («Настоящий казах — не сам казах, настоящий казах — домбра!».

В 2010 году домбра вошла в Книгу рекордов Гиннеса. В областном центре Тола в Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая 10450 человек одновременно исполнили казахский кю «Кенес».

Историческая ценность домбры также признана ЮНЕСКО. В 2014 году организация включила казахский куй, домбру и юрту в список наследия.

Виды

Классическая казахская домбра — двухструнная модель со стандартными размерами тела и шеи. Однако для расширения возможностей звука создаются и другие разновидности:

  • три веревки;
  • двухсторонний;
  • с большим корпусом;
  • подрезка;
  • с полой шеей.

Сорт Домбра

Строй

Диапазон домбры составляет 2 полных октавы. Тюнинг может быть квантовым или пятым.

Настройка зависит от характера музыкального произведения. Низкая настройка удобна для игры и продления вибрации звука. Альт требует больше усилий, но в этом случае мелодия звучит четче, громче. Высокий строй подходит для движущихся пьес, игры мелизмов.

Для интонации важны характеристики струн: чем толще линия, тем ниже производимые звуки.

Домбра — народный казахский инструмент

В казахской культуре издавна известен простой щипковый струнный инструмент — домбра. Его корпус изготовлен из твердых пород дерева (клен, дуб, сосна). У инструмента длинный гриф и две струны.

История домбры

История домбры насчитывает тысячи лет. Исследователь инструментальной музыки А. Абдинуров отмечает, что домбра издавна была любимым инструментом казахов, на ней играли как мужчины, так и женщины. Людей привлекал его мягкий звук, большие выразительные возможности: инструмент передавал богатый спектр эмоций.

Инструмент известен своим замечательным возрастом:

  • В конце ХХ века, в 1989 году, в Алматинской области, на высокогорном плато, была обнаружена наскальная живопись, возраст которой, по подсчетам ученых, составляет более 4 тысяч лет. На рисунке 4 человека танцуют вокруг инструмента, похожего на домбру. Исследователи определили его как прототип казахского щипкового музыкального инструмента.
  • На раскопках Хорезма были найдены терракотовые фигурки людей, играющих на музыкальных инструментах. Это позволило сделать вывод, что у кочевников на этих территориях 2 тысячи лет назад были такие инструменты, как домбра.
  • Знаменитый путешественник Марко Поло (XIII-XIV вв.) Оставил описание игры турецких воинов в домбре перед битвой. Таким образом они подняли боевой дух.

Наскальная живопись
Наскальные рисунки с изображением прототипа домбры: Facebook / Türkiye Selçuklu Devleti

Легенды о происхождении домбры

В фольклоре могла только отражаться идея появления популярного народного музыкального инструмента. О нем ходит множество легенд, самые известные из которых:

  • Наследник Чингисхана, Джучи-хан, трагически погиб. Они боялись рассказать об этом правителю, потому что он казнил тех, кто приносил такую ​​весть. Мы решили отправить ему опытного домбриста Кет-Буг. С помощью домбры он без слов передал суть трагедии. Тогда Чингисхан приказал «казнить» сам инструмент — залить расплавленным свинцом. Затем, согласно легенде, на верхней палубе домбры образовалась дыра.
  • Изначально в домбре было 5 струн, дырочки в центре не было. Когда славный рыцарь Кежендык попытался выразить свою любовь к дочери правителя через музыку, он не удержался и воспел ханскую жадность. Губернатор рассердился, приказал испортить инструмент расплавленным свинцом. После этого в бридже остаются две струны и дырка.

Музыкальный инструмент
Казахский национальный инструмент домбра: Википедия

Разнообразие видов

Казахский музыкальный инструмент домбра имеет несколько разновидностей. Здесь важно сказать, что хотя трехструнный инструмент присутствует в классификации его типов, двухструнная домбра является классическим представителем своего семейства. Итак, существуют следующие виды этого струнного инструмента:

  1. Двухструнный.
  2. Трехструнный.
  3. Широкое тело.
  4. Двухсторонний.
  5. Субгриф.
  6. С полой шеей.

История домбры и легенда о происхождении инструмента

Археологические находки указывают на то, что двухструнные прототипы казахской домбры появились более 2000 лет назад. Так, при раскопках городища Кой-Крылган-кале, построенного около 2 тысяч лет назад, были обнаружены терракотовые фигурки музыкантов с двумя струнами в руке. В Алматинской области обнаружены наскальные рисунки эпохи неолита, на которых древний художник, живший более 4000 лет назад, изобразил танцующих мужчин и инструмент, по форме напоминающий домбру. Легенды посвящены домбре, одна из них гласит, что однажды некий герой-герой, устав от фактов оружия, решил отдохнуть по дороге в свою юрту. Герой вырезал из орехового дерева самодельное изделие, натянул на него струны из конского волоса и попытался сыграть на инструменте, но промолчал. После неудачных попыток воин заснул и вскоре был разбужен мелодией, издаваемой самодельным продуктом. Герой обнаружил, что кто-то прикрепил деревянную гайку на пересечении головы с шейкой шеи. Воин решил, что это дело рук шайтана (злого демона), и с тех пор за верхним подоконником домбры закрепилось в народе название «шайтан-тайек». В 21 веке, в эпоху электронной музыки, домбра продолжает вызывать интерес меломанов. Например, казахстанские этно-рок-группы сочетают звук домбры, скрипки и кричащих рок-гитар, чтобы создать совершенно новое звучание. У старой домбры все больше и больше поклонников.

Оцените статью
Блог о музыкальных инструментах