Игра на дудуке: слушать армянский музыкальный инструмент

Настройка строя и особенности звучания

Возможно, эта легенда стала причиной возникновения древнего обычая, который сегодня, к сожалению, уходит в прошлое. Раньше этот инструмент не делали на заказ. Если музыканту нужен был дудук, он должен был создать его сам. Считалось, что таким образом он передал частичку своей души — благодаря этому звук получился таким бархатным и живым.

Были и настоящие виртуозы, умевшие увлечь своей игрой любого слушателя. У каждого из них был свой дудук, который был с музыкантом всю его жизнь. Такой мастер не передавал свой инструмент детям и ученикам, а всегда помогал советами по изготовлению личного музыкального произведения. Все это свидетельствует о том, насколько важным был этот простой инструмент в жизни каждого музыканта.

Сегодня дудукист своего не делает. Армянский музыкальный инструмент дудук создается руками специалистов, знающих все тонкости подбора материала и технологии. Однако легендарный Дживан Гаспарян, который сегодня считается самым популярным дудукистом, известен тем, что своими руками создал свой первый инструмент, решив указать, что выбрал путь музыканта по собственному желанию и следует армянским традициям.

Игра на дудуке способна увлечь любого слушателя

Обычай делать дудук своими руками, вероятно, имеет какую-то ментальную основу. Этот духовой инструмент способен издавать чрезвычайно выразительные звуки. Специалисты отмечают, что такого штампа нет ни у одного аналога. Слушая звук, человек открывает свою душу.

Каким-то волшебным образом он может пробудить в сердце все самое возвышенное. Как можно забыть слова композитора Арама Хачатуряна, который утверждал, что единственный в мире музыкальный инструмент, который мог заставить его плакать, — это дудук.

Музыкальные исследователи классифицировали его как октавную диатоническую. Да, есть только одна октава, но все же можно извлекать хроматические ноты из инструмента. Для этого необходимо наличие определенного навыка. Давно замечено, что армяне умеют создавать волшебные мелодии, прославившие инструмент. По словам самого Гаспаряна, одно время японцы и американцы пытались воспроизвести звуки этого инструмента с помощью синтезатора. Однако им это не удалось.

Звук во многом зависит от заказа и длины изделия. Например, в Азербайджане на дудуке играют по системе си и называют его «балабан», а в Армении очень часто — по системе ла. На коротком инструменте в основном исполняются танцевальные мелодии. Но самый длинный — 40 см, он идеален для исполнения любовных и лирических композиций.

Звук этого удивительного инструмента слегка приглушен, что придает ему бархатистость. Он играет в тональности сопрано и альта, но при этом очень увлекателен. Чаще всего в нее играют парами, где выступают ведущий дудук и дам-дудук. В этом случае дамба производится только общим фоном, а мелодию играет первый дудук.

Особенность дам-дудука — игра с непрерывным дыханием. На освоение этой техники уходит много времени. Плюс к этому соло на нем невозможно — отлично смотрится только в паре.

Зурна

Зурна — армянский духовой музыкальный инструмент, который в древности широко использовался народами Закавказья. Устройство выполнено в виде деревянной трубки с раструбным концом. Полый корпус содержит 8-9 отверстий. Один из них находится сзади. Диапазон этого армянского музыкального инструмента составляет примерно полторы октавы. Тембр звука устройства высокий.

Зурна считается предшественником современного гобоя. Инструмент находит применение в ансамблях из трех музыкантов. Ведущий солист играет основную мелодию. Второй участник группы издает стойкие звуки. Третий музыкант отвечает за ритмическую часть композиции, играя на ударном инструменте доле.

Канун

Канун — армянский струнный музыкальный инструмент, который внутри выглядит как полая деревянная трапеция. Лицевая поверхность представлена ​​сосновой столешницей толщиной около 4 мм. Остальная часть устройства покрыта рыбьей кожей. Веревки фиксируются с одной стороны в специальных отверстиях на корпусе. На противоположной стороне инструмента струны прикреплены к колышкам. Рычаги из железа тоже здесь. Последние поднимаются и опускаются игроком во время игры для изменения тона и полутона.

Саз

Этот армянский народный музыкальный инструмент имеет грушевидную форму. Изготовлен прибор из ореха или туи. Саз вырубается из цельного куска или склеивается отдельными заклепками. От корпуса начинается длинный гриф с 16-17 ладами. Элемент содержит закругление с обратной стороны. Передняя бабка содержит настроечные штифты, которые используются для удлинения струн. Количество последних может варьироваться от шести до восьми, в зависимости от размеров этого армянского музыкального инструмента.

История происхождения инструмента

Когда именно и кем был создан армянский дудук, точных сведений нет. Известно лишь, что он появился в невероятно древние времена и с тех пор практически не менял свой дизайн. По мнению некоторых историков, он известен не менее 3000 лет, так как очень похожий на него духовой инструмент существовал в Урарту.

Эти претензии вполне оправданы, поскольку государство Урарту когда-то располагалось на Армянском нагорье, то есть на территории, которая сейчас оккупирована Арменией, а также частично такими странами, как Иран, Турция и Азербайджан. Во всяком случае, инструмент, напоминающий современный дудук, неоднократно упоминается в урартских письменных источниках.

Есть и другие мнения относительно времени его возникновения. Некоторые ученые утверждают, что он был создан в I веке до нашей эры, во время правления Тиграна II Великого. Некоторые исследователи опираются на документы исторических хроник V века, когда жил летописец и историк Мовсес Хоренаци. Он упоминает циранапох в своих трудах.

Но есть неоспоримые доказательства того, что в средние века этот музыкальный инструмент был уже широко распространен — ​​об этом свидетельствуют иллюстрации древних рукописей. Вполне возможно, что благодаря развитым торговым связям Армении с другими государствами того времени дудук распространился не только на территории Армении. Судя по всему, его использовали в Крыму, в странах Ближнего Востока и даже на Балканах.

Нельзя утверждать, что изначально этот духовой инструмент имел современный вид и был сделан непосредственно из древесины абрикоса. Следовательно, его прототипы были созданы из тростника или кости. Но со временем люди начали использовать дерево. Было отмечено, что разные деревья, использующие одну и ту же технологию изготовления дудука, способны издавать разные звуки. Итак, был выбран абрикос, потому что именно эта древесина может резонировать, как никакая другая.

В соседних странах грецкий орех или слива были выбраны для создания таких инструментов, как циранапох. Однако его аналоги, созданные из древесины этих деревьев, издавали не мягкий и чарующий звук, а высокий и не слишком приятный для уха звук.

Армяне очень чувствительны как к своему национальному инструменту, так и к его истории. Дудуку посвящена целая легенда. В нем рассказывается, как Молодой Ветер влюбился в необыкновенное дерево, выросшее в горах. Но Старый Вихрь, узнав об этом, решил уничтожить не только дерево, но и всю растительность в округе.

После того, как Молодой Ветер попросил не делать этого, Вихрь согласился, но при условии, что Ветер больше никогда не сможет двигаться, иначе его любимое дерево погибнет. Ветерок продержался долго, до той же осени, пока с дерева не упали последние листья. Тогда Молодой Ветер на мгновение забыл о своем обещании и ушел.

Но как только он это сделал, дерево сразу засохло и исчезло. От него осталась только небольшая ветка, и это только потому, что Молодой Ветер был пойман в нее подолом его одежды. Некоторое время спустя бедняга поднял ее и решил сделать из ветки трубку. А новый инструмент спел волшебную песню о любви и верности. Так был изобретен дудук.

Дхол

Дхол — это армянский этнический барабан. Орудие изобрели во времена языческой страницы в истории государства. С помощью прибора был установлен темп марша солдат во время военных походов. Звук барабана эффектно переплетается с мелодией дудука и зурны.

Инструмент имеет цилиндрическую форму. Корпус в основном металлический. Дхол может быть оснащен одной или двумя мембранами. Древние армяне обычно использовали тонкие листы меди, ореха или керамики в качестве поражающей поверхности. В настоящее время вместо этих материалов часто используется пластик. В тех случаях, когда устройство работает с двумя мембранами, элементы соединяются в цепочки. Натяжение струн позволяет регулировать тембр звука барабана.

В Дхол играют по следующему принципу:

  • сесть на стул;
  • нижняя плоскость барабана опирается на ножку;
  • корпус инструмента прикрывается предплечьем;
  • мембрана четко ударяется пальцами в область между краем и центральной частью рабочей поверхности.

При ударе по центру барабана отмечаются тихие звонкие интонации. Удар по краю инструмента издает звонкий лязг, чтобы отсчитывать время.

Оцените статью
Блог о музыкальных инструментах
Adblock
detector