- Конструкция
- История происхождения
- Родственные модели
- Примеры использования инструмента в русской и зарубежной классической музыке
- Духовые музыкальные инструменты (аэрофоны)
- Клавишные музыкальные инструменты
- Видео для кларнета и гобоя
- Ударные музыкальные инструменты
- Устройство
- Строение гобоя
- Античность
- Эволюция гобоя в периоды различных исторических эпох
- Материалы для гобоя
- Легкость обучения
- Сравнение стоимости
- Различия в использовании
- Металлофоны
- Струнные музыкальные инструменты (хордофоны)
- Звук
- Роль гобоя в музыке
- Известные музыканты
- Европа
Конструкция
Его корпус представляет собой полую коническую трубу длиной 65 см, которая в 17 веке для удобства транспортировки была разделена на три части: раструб, верхнее и нижнее колено. Как и в большинстве духовых инструментов, тон меняется с помощью боковых отверстий, закрытых системой клапанов. Благодаря этой системе качество звука, технические возможности и темперамент современного гобоя улучшились, в отличие от его популярных аналогов.
Инструмент имеет в своей конструкции два язычка, что отличает гобой от кларнета. У кларнета звук «мягкий, теплый», у гобоя — слегка гнусавый, но не менее приятный!
Механика — считается одной из самых сложных среди духовых инструментов, состоит из 22-23 мельхиоровых клапанов, покрытых серебром, никелем или золотом.
Большинство гобоев изготовлено из гренадила — африканского черного дерева, но иногда материалом для создания инструмента служит кокобово-фиолетовое дерево, спрессованная древесная пыль с углеродным волокном — такие модели менее чувствительны к перепадам температуры, к тому же они легче и дешевле.
Трость имеет особое значение для воспроизведения звука инструмента: две очень тонкие соединенные между собой язычковые пластины. Процесс изготовления таких камышей очень длительный и требует от мастера высокого профессионализма.
История происхождения
Появление гобоя относится примерно к третьему тысячелетию до нашей эры. К его самым старым «родственникам» относятся различные тростниковые инструменты, такие как зурна, дудук, волынка, читирик и другие.
Первые иллюстрированные свидетельства существования таких инструментов, найденные археологами, относятся к Месопотамии, Вавилону, Древней Греции (древний предок древнегреческого гобоя назывался «авлос»), Риму («большеберцовая кость») и Египту («мизмар»).). Интересно, что это были не просто деревянные трубы, а инструменты с двойной тростью. Некоторые из них состояли из двух труб, звук которых воспроизводился одновременно: одна воспроизводила мелодию, а другая воссоздала звук «аккомпанемента» или «бурдона». Впоследствии тот же принцип игры был применен и на волынке.
Родственные модели
Поскольку гобой принадлежит к семейству духовых инструментов, почти все язычковые инструменты, как популярные, так и академические, считаются близкими к нему по структуре и звуковому качеству. Флейта, волынка, гайта, валторна, дудук — все эти и многие другие инструменты принадлежат к семейству гобоев.
Даже внешне любой может понять, что флейта, гобой и кларнет принадлежат к одному семейству.
Примеры использования инструмента в русской и зарубежной классической музыке
С начала 18 в. Гобой стал очень популярным как в сольной музыке, так и в ансамблевой и оркестровой музыке. С тех пор фестивали активно фигурируют в десятках композиторов разных стран и эпох. Единственное исключение — эпоха романтизма, где предпочтение отдается фортепиано и скрипке. Гобой в основном используется для изображения пасторальных изображений; этому способствует тембр, который по звучанию похож на пастушью флейту.
Для этого инструмента писали огромное количество композиторов: Моцарт, Бах, Вивальди, Гендель, Марчелло, Гайдн, Бетховен, Беллини, Пуленк, Телеман, Сен-Санс, Штраус, Чайковский, Римский-Корсаков, Мусоргский и др джаз и даже рок, но из-за несогласованности тональных качеств он не получил широкого распространения в этих стилях.
Духовые музыкальные инструменты (аэрофоны)
Духовые музыкальные инструменты (аэрофоны): группа музыкальных инструментов, источником звука которых являются колебания столба воздуха в отверстии (трубе). Они классифицируются по многим характеристикам (материал, конструкция, звуковые методы производства и т.д.). В симфоническом оркестре группа духовых музыкальных инструментов делится на деревянные (флейта, гобой, кларнет, фагот) и медные (труба, валторна, тромбон, туба).
- Флейта — это духовой музыкальный инструмент. Современный вид поперечной флейты (с клапанами) был изобретен немецким мастером Т. Бёмом в 1832 году и имеет разновидности: пикколо (или пикколо), альтовая и басовая флейта.
- Гобой — духовой музыкальный инструмент. Известен с 17 века. Разновидности: гобой малый, гобой д’амур, валторна, хакельфон.
- Кларнет — это духовой музыкальный инструмент с язычком. Разработано в самом начале. 18 век В современной практике используются кларнет-сопрано, кларнет-пикколо (итальянский пикколо), альт (так называемый бассет-рожок), бас-кларнет.
- Фагот — духовой музыкальный инструмент (преимущественно оркестровый). Возник в 1-м тайме. 16 век. Разновидность окуня — контрафагот.
- Труба — музыкальный инструмент с медным мундштуком, известный с древних времен. Современный тип клапанной трубки разработан из центра. 19 век
- Валторна — духовой музыкальный инструмент. Он появился в конце 17 века в результате усовершенствования охотничьего рога. Современный тип валторны с клапанами был создан в первой четверти 19 века.
- Тромбон — духовой музыкальный инструмент (преимущественно оркестровый), в котором тональность регулируется специальным приспособлением — горкой (так называемый скользящий тромбон или цугтромбон). Есть еще вентильные тромбоны.
- Туба — медный духовой инструмент с самым низким звуком. Разработан в 1835 году в Германии.
Клавишные музыкальные инструменты
Клавишные музыкальные инструменты: группа музыкальных инструментов, объединенных общим признаком: наличием клавишной механики и клавиатуры. Они делятся на разные классы и типы. Клавиатуры сочетаются с другими категориями.
- Струнные (ударные и щипковые): фортепиано, челеста, клавесин и его разновидности.
- Духовые (клавишные и язычковые): орган и его разновидности, фисгармония, баян, аккордеон, мелодия.
- Электромеханические: электропиано, клавет
- Электроника: электронное пианино
Видео для кларнета и гобоя
Ударные музыкальные инструменты
Ударные музыкальные инструменты: группа инструментов, объединенных способом звукоизвлечения — удар. Источник звука — твердое тело, мембрана, струна. Инструменты различают определенным тоном (литавры, колокольчики, ксилофоны) и неопределенным (барабаны, бубны, кастаньеты.
- Литавры (литавры) (от греч. Polytaurea) — ударный музыкальный инструмент в форме чайника с перепонкой, часто спаренной (копоть и др.). Распространен с древних времен.
- Колокольчики — оркестровый ударный музыкальный инструмент: набор металлических дисков.
- Ксилофон (от ксило . и греч. Телефон — звук, голос) — ударный ударный музыкальный инструмент. Он состоит из ряда деревянных брусков разной длины.
- Барабан — мембранный ударный музыкальный инструмент. Разновидности встречаются у многих народов.
- Бубен — мембранный ударный музыкальный инструмент, иногда с металлическими подвесками.
- Castanetvas (испанские castanetas) — ударный музыкальный инструмент; деревянные (или пластмассовые) пластины в форме раковин, прикрепляемые к пальцам.
Устройство
Инструмент состоит из полой трубки 65 см, состоит из трех частей: нижнего и верхнего колена, раструба. Благодаря такой сборной конструкции нет проблем с транспортировкой инструмента. Боковые воздухозаборники позволяют изменять колесную базу, а клапанная система дает возможность ее улучшить. Оба язычка, похожие на два соединенных вместе тонких лезвия из тростника, придают тембру некую характерную трусость. Его непревзойденная ценность оправдывает сложность его производства.
Механика гобоя самая сложная из собратьев, так как требует изготовления 22-23 мельхиоровых клапанов. Их обычно делают из африканского черного дерева, реже лилового.
Строение гобоя
Гобой, фото конструкции, которую вы видите ниже, чрезвычайно прост. Инструмент представляет собой удлиненную трубку определенного диаметра, в которой под разными углами установлены резонирующие языки, которые приходят в движение и издают звуки при попадании сильных воздушных потоков.
За прошедшие тысячелетия структура гобоя практически не изменилась, и единственное различие между современным инструментом и его старинными моделями наблюдается только в тщательной обработке и тщательно подобранных породах дерева, которые влияют на богатую звуковую палитру инструмента.
Античность
Что такое гобой, знали еще жители Древнего Египта, делали специальные трубки из стеблей сахарного тростника. Конечно, так у гобоя еще не было своего названия и постоянной формы. Однако трубы древних египтян являются прямыми прообразами этого музыкального инструмента.
Из Египта трубка попала в Древнюю Грецию, изменив свое название на «авлос». Греки оказались более тонкими по своей природе и сделали трубку из древесины бука, что сделало звук плавным и плавным.
Гобой — музыкальный инструмент, не получивший должного развития в эпоху античности, оставаясь на уровне самодельных трубок, зачастую грубо обработанных.
Эволюция гобоя в периоды различных исторических эпох
Шалмей — гобой эпохи Возрождения. Он отличался большой длиной и способом изготовления — из цельного куска дерева. Это предшественник таких инструментов, как кромморн, чиарамелла, далсаин, бомбард и т.д.
В 17 веке известные французские мастера решили усовершенствовать инструмент, в результате чего корпус разделился на три части. Размещение отверстий было сделано более точным и правильным, и было добавлено несколько дополнительных клапанов. Так родился «барочный гобой», созданный Филидором и Оттером. Эпоха барокко считается «золотым веком» инструмента, так как все крупнейшие композиторы того времени писали сольные и ансамблевые партитуры для гобоя.
Конец 18 — начало 19 века — период классического гобоя. В это время его диапазон расширился до нот третьей октавы, количество клапанов немного увеличилось, но общий дизайн остался неизменным.
Во второй половине 19 ст. Теобольд Бем улучшил механику деревянных инструментов, создав кольцевые клапаны, в которых можно одновременно закрыть несколько отверстий, после чего Франсуа и Л. Лаурет адаптировали эту систему специально для гобоя.
Инструменты, относящиеся к семейству обо:
- Мюзетта (малая);
- Гобой любви;
- Альт (английский рожок);
- Гобой баритон.
Интересен тот факт, что по своей конструкции этот инструмент всегда настроен правильно, поэтому при отсутствии камертона оркестр настраивается «под гобой», а точнее — под свою «ля» первой октавы.
Гобой не совсем подходит для джаза, рока и других современных стилей, но классика — его стихия. А если вам нужно изобразить в звуках музыки идиллические портреты природы, то гобой отлично справляется с этой задачей, завораживая мягкостью, простотой и особой прелестью своего звучания.
Материалы для гобоя
Первые трубы древних музыкантов — прототипы гобоя — изготавливались из тростника или бамбуковых тростей. Однако позже создатели музыкальных инструментов заметили, что каждая порода дерева издает определенный звук. С этого момента производство гобоев претерпело коренные изменения. Гобои традиционно изготавливают из бука, самшита или палисандра, прямое волокно которых обеспечивает равномерное распределение звука в деревянной трубке. Язычки гобоя сделаны из твердых пород дерева, таких как лиственница или черное дерево.
Легкость обучения
Кларнет — относительно легкий инструмент для изучения по сравнению с гобоем. Однако следует отметить, что для того, чтобы чувствовать себя комфортно и грамотно изучать средство, требуется ежедневная практика, которая растягивается на 4-6 месяцев. На кларнете больше музыки, и на нем играет больше людей, чем на гобое.
Научиться играть на гобое, по общему мнению, сложнее. Поначалу сложно получить правильный звук. Однако, если у вас есть хороший инструмент и грамотный преподаватель, вы сможете использовать это оборудование через несколько месяцев. Процесс обучения полностью зависит от того, насколько регулярно и честно вы занимаетесь.
Сравнение стоимости
Цена кларнета варьируется от игрока к игроку. Если пользователь является студентом, он может рассчитывать заплатить 400 долларов за кларнет студенческого уровня. Однако, если промежуточный игрок желает купить новый кларнет, ему нужно будет вложить 700 долларов или больше. Профессиональные кларнетисты могут ожидать, что их инструменты будут стоить от 1000 долларов и выше.
Однако гобой намного дороже кларнета. Начальная цена базового инструмента составит 1800 долларов и более. Точно так же, если профессиональный музыкант покупает новый гобой, он может потратить от 6000 до 8000 долларов на инструмент хорошего качества.
Различия в использовании
Кларнет широко используется музыкантами и неизменно встречается в оркестровой группе инструментов, используемых для классической музыки, концертных групп, джаза, рока и поп-музыки.
С другой стороны, гобой обычно используется в западной классической музыке, но не без исключения. Он также используется в традиционной народной музыке, а также в джазе, рок-музыке, поп-музыке и фильмах.
Металлофоны
Металлофоны — это разновидность музыкальных инструментов, основным элементом которых являются тарелки, по которым ударяют молотком.
- Самозвучащие музыкальные инструменты (колокольчики, гонги, виброфоны и др.), Источником звука которых является их упругий металлический корпус. Звук производится молотками, палками, специальными барабанами (язычками).
- Инструменты типа ксилофона, в отличие от которых пластины металлофона изготовлены из металла.
Струнные музыкальные инструменты (хордофоны)
Струнные музыкальные инструменты (хордофоны): по способу звукоизвлечения делятся на арочные (например скрипка, виолончель, гиджак, кеманча), щипковые (арфа, гусли, гитара, балалайка), ударные (тарелки), ударные клавишные. (фортепиано), щипковая клавиатура (клавесин).
- Скрипка — четырехструнный смычковый музыкальный инструмент. Очень высокий регистр в семействе скрипачей, составившем основу симфонического оркестра классического состава и струнного квартета.
- Виолончель — музыкальный инструмент из семейства скрипок низкого тенора. Возникла в 15-16 веках. Классические образцы созданы итальянскими мастерами семнадцатого и восемнадцатого веков: А и Н. Амати, Г. Гварнери, А. Страдивари.
- Гиджак — смычковый музыкальный инструмент (таджикский, узбекский, туркменский, уйгурский).
- Кеманча (каманча) — смычковый музыкальный инструмент с 3-4 струнами. Распространен в Азербайджане, Армении, Грузии, Дагестане, а также в странах Среднего и Ближнего Востока.
- Арфа (от нем. Harfe) — щипковый музыкальный инструмент с несколькими струнами. Самые ранние изображения относятся к третьему тысячелетию до нашей эры. В простейшем виде встречается почти у всех народов. Современная педальная арфа была изобретена в 1801 году С. Эраром во Франции.
- Гусли — русский щипковый музыкальный инструмент. Крыловидные («колоколообразные») гусли имеют 4-14 и более струн, шлемовидные — 11-36, прямоугольные (столообразные) — 55-66 струн.
- Гитара (исп. Guitarra, от греч. Kifara) — щипковый струнный инструмент лютневого типа. В Испании он был известен с тринадцатого века, в семнадцатом-восемнадцатом веках он распространился в страны Европы и Америки, даже как популярный инструмент. С 18 века широкое распространение получила шестиструнная гитара, семиструнная получила распространение в основном в России. Среди разновидностей — так называемая гавайская гитара; в современной поп-музыке используется электрогитара.
- Балалайка — популярный русский трехструнный щипковый музыкальный инструмент. Известно с самого начала. XVIII век. Улучшен в 1880 г. (под руководством В. В. Андреева) В. В. Иванов и Ф. С. Сербский, создавшие семейство балалаек, позднее — С. И. Налимов.
- Тарелки (польские тарелки) — многострунный ударный музыкальный инструмент древнего происхождения. Они входят в состав народных оркестров Венгрии, Польши, Румынии, Беларуси, Украины, Молдовы и др.
- Фортепиано (итал. Fortepiano, от forte — forte и piano — беззвучный) — это родовое название клавишных музыкальных инструментов с молоточковым действием (рояль, фортепиано). Фортепиано было изобретено в самом начале. 18 век Возникновение современного типа фортепиано — с так называемой двойной пробой — относится к 1820 году. Расцвет фортепианного исполнительства — 19-20 века.
- Клавесин (франц. Clavecin) — струнно-щипковый музыкальный инструмент из клавишных, предшественник фортепиано. Известен с 16 века. Существовали клавесины разных форм, типов и разновидностей, в том числе клавесин, вирджинель, спинет, клавицитерий.
Звук
У кларнета уникальный тембр, который является результатом цилиндрической трости. Он варьируется в зависимости от «высоты» тона, который может быть шалюмо, клион или очень высоким. Звук кларнета может отличаться от игрока к игроку и от воспроизводимой музыки. Кларнеты, как известно, имеют самый широкий диапазон тонов в семействе деревянных духовых инструментов.
Тембр гобоя отчетливый и проницательный, результат заостренного отверстия. Это делает гобой слишком слышимым по сравнению с другими инструментами в больших ансамблях. Трость играет важную роль в инструменте, давая намек на его характеристики звуку, исходящему от гобоя.
Роль гобоя в музыке
Со времен Возрождения музыкальный гобой стал одним из ведущих инструментов академической музыки. Многие композиторы создают сольные сюиты. Помимо кантат и даже симфоний для гобоя, инструмент активно используется при записи академических произведений.
В начале 20 века гобой не только не утратил актуальности, но и стал востребован при записи музыкального сопровождения фильмов, игр и спектаклей.
В состав гобоя входят такие композиторы, как Энио Морриконе, Ховард Шор, Ханс Циммер, Джон Пауэлл и Джон Уильямс, которые посвятили несколько сюит для гобоя во время работы над фильмом «Звездные войны», и многие другие.
Известные музыканты
Есть невероятно талантливые музыканты, которые научились играть и на кларнете, и на гобое. Среди известных кларнетистов Эрнест Акун, Луис Афонсу (также известный как «Гора»), Криштиану Алвес, Дэвид Атан, Йожеф Балог, Луиджи Басси, Симеон Беллисон, Уилфрид Берк, Кальман Беркес, Джулиан Блисс, Дэвид Блумберг, Хентер Бойкенс. Бок, Даниэль Бонаде, Хосе Ботельо, Тара Боуман, Нафтуле Брандвейн и Бруно Брун.
Среди известных гобоистов: Коэн ван Слоогтерен, Джонатан Смолл, Питер Смит, Фредрик Сенген, Роберт Сортон, Ян Спронк, Карл Штайнс, Синтия Стеллес, Деб Стивенсон и Рэй Стилл.
Европа
В Европе гобою повезло гораздо больше. Средние века, отмеченные эпохой рыцарства, просто не могли обойтись без духового инструмента такого типа. В Западной Европе налажено почти массовое производство этих музыкальных инструментов. В ремесленных мастерских выпускались гобои любой формы, типа и с большим разнообразием тембров звука. Самой распространенной моделью стал «гобой менестреля», который включает в себя два рожка с разной высотой тона и позволяет играть более сложные мелодии, чем на обычной флейте.
Эпоха Возрождения дала гобою новую жизнь. Академические композиторы тех лет заинтересовались инструментом, и гобой был воссоздан: его разделили на три части, удлинили трость и увеличили количество язычков, автоматически сделав звучание инструмента более насыщенным.