Что такое кантеле: какой русский музыкальный инструмент родственен старинному финскому

  1. Гусли
    1. (Славянский) щипковый струнный музыкальный инструмент у народов Европы (эстонский каннеле, латышский кокле, латышский канклес, финский кантеле), Поволжье (тат гусля, чувашский)
    2. Древнерусский народный щипковый струнный музыкальный инструмент
  2. Гусли
    1. 5 букв старинный струнный музыкальный инструмент
    2. Какой ваш любимый музыкальный инструмент Садко? 5 букв
    3. Древнерусский народный щипковый инструмент 5 букв
    4. Древнерусский пятибуквенный щипковый многострунный музыкальный инструмент

История происхождения

Древние приписывали инструменту ритуальное значение. Любой, кто хотел в нее сыграть, не мог. К веревкам допускались только посвященные в причастие. Обычно исполнителями рун Кантеле были старейшины клана. Никто не может сказать, когда появилась кантеле. Он мог попасть в Карелию из Финляндии или Балтии, где использовался аналогичный вид, называемый «канклес» или «каннель». Диатоническая система гуслей позволяла играть только простые мелодии и сопровождать простые народные песни.

Все изменилось в первой половине 19 века, когда создатель эпической руны «Калевала» финский коллекционер эпоса Элиас Леннрот усовершенствовал кантеле. Он разделил струны на два ряда, один из которых содержал те, которые соответствуют черным клавишам в аппликатуре фортепиано. В результате появился инструмент с хроматической системой, который теперь был пригоден для исполнения академической музыки.

Кантеле 19 века
Инструмент 19 века

Копия, созданная Леннротом, сохранена. Мечтой мастера было распространить кантеле по всему миру, научить его игре во всех музыкальных школах. Спустя сто лет коллекционер фольклора, редактор кандалакшской газеты Виктор Гудков внимательно рассмотрел финские гусли. Он был настолько впечатлен красивым звуком, что внес изменения в структуру кантеле и даже создал ансамбль.

Кантелисты путешествовали по стране, записывали старинные песни, исполняли их на сценах Домов культуры. В 1936 году они выиграли Всесоюзный фестиваль радио. Гудков создал чертежи, по которым были изготовлены первая и пикколо-кантеле, альт, бас и контрабас

Как играть на кантеле

Музыканты садятся на стул, ставят арфу на колени. На струнах играют пальцами обеих рук. Правый задает основной тон, отвечает за сортировку строк крайнего и среднего регистров, левый заполняет пробелы.

В древности аппликатура была проще. В пятиструнном кантеле к каждой струне «прикрепляли» определенный палец. К струнам прикасаются кончиками пальцев, иногда ногтем. Если хордофон играет в оркестре и выполняет функцию гармонической поддержки, то используется клинк. По этой методике он начинает учиться игре в музыкальных школах.

Кантеле играет

Миф / Starin

Согласно легенде, в которую нет причин не верить, первое кантеле было создано старым мудрецом Вяйнямёйнен. В своем творчестве он использовал зубы и челюсти огромной щуки, которую карел почему-то назвал речной собакой. Будущий певец плел веревки из «конского волоса в Хийши».

Поэтому Вяйнямёйнен давно просит всех, кого встречает, сыграть на кантеле что-нибудь задушевное — никто не может. Дошло до того, что один из собеседников посоветовал изобретателю утопить свое творение. Здесь не удержался и сам кантеле, который человеческим голосом стал умолять о пощаде. Именно он, кантеле, дал первую здравую мысль: «Пусть господин играет на мне». Вяйнямёйнен, то есть до тех пор по неизвестным причинам не брал веревки.

Певец рун провел рукой по струнам, и новый инструмент сразу всем понравился. Животные прибежали послушать музыку, прилетели птицы, прилетели рыбы.

«Калевала», художник Грязь Мечев

Позже первый кантеле все еще уходит под воду, но Вяйнемёйнен создаст новый — из карельской березы. И об этом пойдет речь в 44-й руне.

Siitä vanha Väinämöinen
Koivun soitoksi kuvasi.
Veisteli kesäisen päivän,
Калкуттели кантелетта
Nenässä utuisen niemen,
Päässä saaren terhenisen.
Вейсти копан кантелетта,
Emäpuun iloa uutta,
Копан коивуста луяста,
Emäpuun visaperästä.

Калевала

Вечный Вяйнямёйнен
Создал мелодичную коробку.
Я работал весь день летом
Кантеле жестко строгали
Там, на мысе, всегда туманно,
Там, на туманном острове.
Вырезал мелодичную шкатулку,
Он сделал базу кантеле
Создал новую радость
Изготовлен из плетеной березы.

Калевала. Песня 44.
Перевод Э. Киуру, А. Мишина

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

кантеле

(кандала — Олонецкая губерния) — старейший из финских народных музыкальных инструментов, упомянутый в Калевале. К состоит из небольшой деревянной резонансной коробки с голосовым аппаратом; Поперек этой коробки натянуты струны разной длины, по расположению напоминающие арфу. К одному концу ящика прикрепляются веревки, а с другого конца они наматываются на колышки, вставленные в отверстия, просверленные в доске ящика. K в своей примитивной форме имел пять прядей волос; его самая последняя форма имеет металлические струны, количество которых достигает 13. На K играют без смычка, пальцы обеих рук касаются струн; игрок держит инструмент на коленях в горизонтальном положении. Шкала К в естественной или неискусственной гамме — соль минор (начиная с малой октавы), без высокой седьмой ступени, то есть в транспонированной эоловой шкале.

Настройка K с пятью струнами:

Настройка K с 13 струнами:

Кантеле редко строят в гамме соль мажор. Изменение связано с требованиями рунических песен, которые сопровождаются воспроизведением К. По мнению А.С. Фаминцына, кантеле заимствовано у финнов северными славянами, древние гусли которых очень похожи на К. Эста; Литовцы, латыши К позаимствовали у финнов. Названия этих инструментов очень похожи на финские: kannel — для эстонцев, kankles — для литовцев, kaukles — для латышей. Образцы К хранятся в музеях Стокгольма, Дерпта, Санкт-Петербургской консерватории. K латышского и литовского происхождения хранятся в Императорском музее Русского географического общества. О К он писал: Асерби («Voyage au Cap-Nord», 1804), Резиус («Финляндия и нордиска музей», 1881), А.С. Фаминцин («Гусли», 1890), М.О. Петухов («Кантеле», в «Мире») иллюстрация », № 1209, 1882.).

Х. Соловьев.

Устройство инструмента

Принадлежит к семейству цитр. Состоит из: стойки, струн, розетки (круглое отверстие в верхней части инструмента), колышков и деки.

В старинном кантеле было пять ниток из жилы или конского волоса. Шкатулка была вырезана как одно целое из ольхи или березы. Постепенно инструмент развивался. Металлические струны заменили жилы. Сам корпус стал изготавливаться из еловых досок. Количество струн увеличилось до 16 в диатонической и 32 в хроматической.

От других сородичей отличается очень компактными размерами, что удобно при транспортировке. Толщина до 10 см, длина около 80 см.

Словарь музыкальных терминов

кантеле

карельско-финский народный щипковый струнный инструмент, похожий на русские гусли (см. Кинкель, Канклес, Гусли).

Ансамбль «Кантеле» / Ansamb’lu «Kantele»

Все началось с группы кантилистов, основанной Виктором Гудковым в 1932 году в Доме народного творчества в Петрозаводске. В основном были задействованы старшеклассники финно-угорской школы и студенты педагогического института.

Спустя пару лет участники кружка начали давать концерты, и летом 35 года Президиум ЦИК АССР решил создать тот самый «Кантеле-оркестр», о котором мечтал Гудков. В него вошли не только любители, входившие в клуб, но и несколько сторонних профессиональных музыкантов.

Весной 1936 года оркестр занял первое место на Всесоюзном фестивале радио. Впоследствии холодность музыкантов реализовалась и в партии, которая через некоторое время приняла решение о создании ансамбля. Отсюда и «официальная» дата рождения коллектива — 1 июня 1936 года.

Первые артисты ансамбля

Первые артисты ансамбля Кантеле. Фото из Национального архива Карелии

Вначале ансамбль, по замыслу его создателя, представлял собой «художественно-этнографическую организацию», которая собирала, сохраняла и распространяла карельский фольклор в песенных и танцевальных частях. Постепенно началось сотрудничество с профессиональными композиторами: Леопольдом Теплицким, Рубеном Пергаментом, Хельмером Синисало.

Во время Зимней войны ансамбль провел серию концертов в частях Красной Армии, выступал на передовой. Художникам приходилось не только постоянно перемещаться недалеко от места боевых действий, но и, например, помогать в строительстве оборонительных сооружений.

Во время Великой Отечественной войны ситуация осложнилась, ансамбль решено было эвакуировать. Несколько месяцев артисты провели в «эвакуационном турне»: передвигаясь в специальном вагоне, они выступали в госпиталях, военных училищах, на предприятиях. В этих поездках в январе 1942 года Гудков скончался. Ансамбль возглавил главный дирижер Якоб Геншафт.

Где используется

Помимо оркестров, он еще и солист. Часто используется в аранжировках фильмов и саундтреках. Современные музыкальные коллективы используют его как уникальный и неповторимый звуковой инструмент, служащий дополнением или фоном к основному звуковому диапазону.

В музыкальных школах Карелии и Финляндии есть отдельные классы для обучения игре на кантеле. Под его звуки исполняются народные танцы, проводятся фестивали. Игра на престижных площадках и в телешоу стала обычной практикой в ​​последние десятилетия.

финский кантеле гусли музстори

Традиция / Perindö

В России серьезным исследователем кантеле стал уроженец Воронежа Виктор Гудков. Впервые он увидел карельский музыкальный инструмент в 1930-х годах в Кандалакше, где работал редактором газеты. Кантеле настолько впечатлил молодого человека, что он разработал проект по усовершенствованию инструмента и начал организовывать кантеле-оркестры. Благодаря этой работе он был принят в Карельский НИИ.

Несколько лет подряд Гудков участвовал в фольклорных экспедициях. И больше всего он обратил внимание на кантеле.

Виктор Гудков. Петрозаводск, 1937. Фото: Г. Анкудинов (из Национального архива Карелии)

Виктор Гудков. Петрозаводск, 1937. Фото: Г. Анкудинов (из Национального архива Карелии)

— После внимательного и любящего изучения выяснилось, что кантеле не умирал, что прекрасные мастера игры на кантеле живут в разных районах Карелии, а в Пряжинском, например, районе кантеле есть почти все села, а в некоторых деревни — почти во всех домах. Оказалось, что кое-где кантеле заменяет губную гармошку, сопровождая танцы на деревенских гуляниях, а в Пряже в 1933 году местный радиоцентр транслировал творчество местного виртуоза кантелиста С.И. Тупицына, — написал в середине Виктор Пантелеймонович Гудков. -1930-е гг.

Со временем Гудков действительно усовершенствовал кантеле (сам делал только чертежи, плотники занимались прямым производством). Его первым инструментом был 14-струнный инструмент с металлическими штифтами и двойной выемкой на последнем. Инструмент сохранился до наших дней только на очень некрасивых фотографиях и авторских схемах.

Вскоре Гудков, одержимый идеей создания оркестра кантеле, изобрел альт, бас и ранее кантеле. Последний сделал по своим рисункам контрабас и кантеле пикколо. Получился настоящий оркестр.


Викторов Гудков, 1935 г. Фото из Национального архива Карелии
Набор музыкантов Кантеля, 1930-е годы. Слева Виктор Гудков. Фото из Национального архива Карелии

Инструмент / Soitin

Кантеле — самый известный и, вероятно, самый старый из существующих финских / карельских музыкальных инструментов. Ученые относят его к группе щипковых лир — щипковых струнных инструментов, покоривших центральноевропейскую публику рок-н-ролла примерно в 18 веке.

Один из ближайших родственников кантеле — русские гусли (также называемые цитрой). Почти наверняка само слово, от которого произошло название карельского инструмента, было заимствовано балтийско-финскими народами у славян. Другими родственниками являются литовский канклес, латышский кокле, эстонский каннел, удмуртский кресус и даже китайский цинь и японский кото.


Пятиструнная кантеле. Источник: archiveofourown.org
Историческая Кантеле Юсси Лаасанена. Источник: history.kantele.ru

Первоначально кантеле представляла собой пятиструнную деревянную доску. Изначально все тело было из ольхи, веревки — из конского волоса. Затем неумолимый прогресс заставил предка подойти к делу более изощренно: верхний этаж был из ели (а иногда в инструментах использовалось еще больше пород дерева). Струны стали использовать не только «волосатые», но и прожильные — а позже и металлические.

Со временем изменилось и количество самих струн. Вместо первоначальных пяти смелые новаторы изобрели кантеле с десятью, двенадцатью и даже шестнадцатью струнами. Страшно сказать сегодня! — их число достигает тридцати девяти, что некоторые считают музыкальным кощунством и полным пренебрежением к традициям.

Самая большая коллекция исторических кантеле находится в Национальном музее Карелии. Древние инструменты часто бывают черного цвета. Дело не в древности предмета, а в способе консервации дерева: готовый ящик был задымлен мастером в дыму (например, в черной ванной).

Кантеле, 1888 г. Место изготовления - Карелия. Зарегистрировано в документации Национального музея Республики Казахстан в 1929 году как

Кантеле, 1888 г. Место изготовления — Карелия. Зарегистрировано в документации Национального музея Республики Казахстан в 1929 году как «собрание старинных покупок» под №. 77-5

Благодаря копчению поры древесины закрываются, древесина становится более плотной, приобретает особый звуковой тембр. Опять же, защита от ошибок. Иногда инструмент даже не коптили, а просто красили лаком.

История / Histourii

Сколько лет на самом деле кантеле, никто не может сказать. Есть версии о нескольких столетиях истории, есть — о двух тысячелетиях.

Что касается появления инструмента в сегодняшней Карелии, то существует две версии. Согласно первому, кантеле было завезено из Прибалтики в западную Финляндию и только оттуда попало в Карелию. По другой версии, финские гусли прибыли в Карелию прямо из Прибалтики.

Один из старейших сохранившихся кантеле, по мнению историков, был изготовлен в конце 17 века. Его длина составляет 73 сантиметра, а ширина — до двенадцати.

Спустя сто лет Гаврила Державин, приехавший в Карелию на пост губернатора, писал: «… Лоплянам нравится играть на сосновой пятиструнной арфе. Можно сказать, что сосна их согревает, сосна их кормит, пино веселит их».

Кантеле долгое время была диатоническим инструментом, то есть на нем можно было играть только диатоническую гамму. На такой кантеле удобно исполнять народную музыку.

Элиас Лённрот был первым, кто создал хроматическую кантеле. Первые два экземпляра он сделал в 1930-х и 1940-х годах. Один из них сохранился до наших дней. Струны находятся на двух уровнях: струны, соответствующие черным клавишам пианино, ниже остальных. Штанга кантеле заменена подставкой.

Основное практическое отличие хроматической кантеле заключается в том, что с ее помощью можно исполнять не только народную, но и академическую музыку.

Элиас Лённрот унаследовал свой талант учителя музыки от деда. Всего он сделал более двадцати кантеле и большую часть подарил друзьям. А доктор и собиратель фольклора играл на инструменте каждый день: между завтраком и часами научной работы.


Элиас Лённрот. Фото bukvy.net
Кантеле в доме Элиаса Лённрота, 2014 г. Фото: Татьяна Бердашева
Кантеле Элиаса Лённрота, 2014 г. Фото: Татьяна Бердашева

Автор «Калевалы» мечтал продвигать кантеле в массы — в первую очередь, конечно, в школы. «И хотя не все дети обладают талантом к исполнению, вряд ли кто-нибудь с этим согласится», — написал Лённрот.

Сегодня в Карелии есть школа, в которой живет и побеждает идея Лённрота: в Вокнаволоке каждый из сорока учеников сельской школы может играть на кантеле. И никто не отказывает!

Разновидности

Как и в старину, струнный инструмент используется для сольного исполнения. Под его звуки поются популярные песни и героические легенды. Кантеле с хроматической настройкой используются в оркестрах. Есть несколько разновидностей, различающихся шагом:

  • низкий;
  • пикколо;
  • первый;
  • альт.

Кантеле малая
Кантеле малая

Придя в профессиональную академическую музыку, финские гусли стали называть оркестровым инструментом.

Способ игры на нем

Во время игры их держат на коленях в горизонтальном положении. Иногда для удобства слегка наклоняется. Играет пятью пальцами двух рук: указательным и средним пальцами левой руки и большим, указательным, средним пальцами правой руки. Если в кантеле пять струн, к каждой струне прикрепляется по одному пальцу. К струнам прикасаются ногтями или кончиками пальцев.

В настоящее время практикуется звенение под аккомпанемент другого музыкального инструмента. Он не требует такой тренировки, и его легче освоить.

Источники

 

  • https://www.krossvordskanvord.com/kakoj-russkij-muzykalnyj-instrument-rodstvenen-finskomu-kantele-5-bukv
  • https://MuzInstru.ru/strunnye/kantele
  • https://znachenie-slova.ru/%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B5
  • http://rk.karelia.ru/special-projects/uroki-karelskogo/kantele-kantele/
  • https://muz-story.ru/strunnye-muzykalnye-instrumenty/kantele/

Оцените статью
Блог о музыкальных инструментах
Adblock
detector