Клавикорд (Clavicordio) — клавишный струнный ударно-зажимной музыкальный инструмент

Клавикорды были двух типов:

  • у тех, кто использовал одну и ту же струну для разных тонов — так называемые цепные клавикорды — на одной струне действовали тангенты 2-3 ладов (например, в клавикорде с 46 клавишами количество струн было 22-26);
  • те, в которых каждому тону (ладу) назначена своя струна — «свободные» клавикорды — в них каждому ладу соответствует особая струна.

Кнопки (A / B); (1A / 1B) взятки (металл); ключи (2А / 2Б); (3) струна (точнее, ее звуковая часть при ударе по касательной); (4) резонансный мост; (5) колышек; (6) амортизатор

Иногда нижняя октава клавикорда укорачивалась, частично диатоническая. Теплота и выразительность, нежность и деликатность звука инструмента обусловлены особым способом получения звука: внимательным, как будто он намекнул на себя, прикосновением к клавише. Легким встряхиванием нажатой клавиши (связанной со струной) можно было придать звуку вибрацию. Эта техника стала отличительным способом игры на клавикорде, что было невозможно с другими клавишными.

Кугиклы

Самый старый свистковый инструмент, разновидность многотрубной флейты. Он уникален своей простотой и производительностью. Он состоит из пяти клееных трубок, сделанных из тростника или петухов, а также дерева, металла или пластика. В русской традиции каждая трубка на кугиклы имеет свое название: «гудок», «поддудень», «середина», «подпятушка» и «пятушка». Считается, что это женский музыкальный инструмент, на котором играет ансамбль из трех или четырех артистов. Когда они играют на кугиклах, они издают звуки, похожие на звук трубочек в голосе. Средство было особенно популярно в Брянской, Курской и Калужской областях.

Басовые ключи

Самый распространенный басовый ключ после скрипки относится к группе ключей, обозначающих ноту «F». Его завиток начинается на второй линии от верхней части нотоносца, где находится «фа». Басовый ключ используется для записи партии:

  • басовые инструменты, такие как: фагот, виолончель;
  • контрабас (играет на октаву ниже) и пианино для левой руки;
  • баритон и бас.

В группу «фа» входят баритонная и басовая клавиши, но они используются редко.

Первый пишет «фа» в средней строке, а второй — в верхней. Глубокий басовый ключ используется только для записи старинных произведений.

Колесная лира

Лира на колесах — очень особенный и интересный музыкальный инструмент. Скорее всего, он появился в Центральной Европе в X-XI веках. Либо во Франции, либо в Испании. Изначально на инструменте играли два человека, клавиши располагались не внизу, как сейчас, а вверху: один поворачивал ручку, а другой играл музыку.

В России первые сведения о колесной лире относятся к 17 веку.

Пик популярности — 19 век. Лирники — своеобразные философы, они исполняли исключительно духовные стихи и евангельские рассказы, библейские притчи, стихи об отделении души от тела, о загробной жизни. Есть пластинка XIX века, где лировиста спрашивают: «Все грустные песни, знаете ли вы что-нибудь повеселее?» Он говорит: «Знаю, но играть не буду, потому что там все пусто».

Альтовые ключи

С этим знаком на третьей строке нотоносца написана буква «С». Альт-ключ используется для записи партий для таких музыкальных инструментов:

  • альт;
  • тромбон.

Иногда метка используется для записи голоса.

Калюка

Калюка — это трубка на травах или гармоническая флейта. Все мы в детстве свистели в этих трубах. Калюку делают из любой дуплистой травы: дягиля, кокорыша. Тонкая струя воздуха, падающая на острый край, отсекается и получается свист. Дуваем тихо — звук тихий, дуем сильно — звук громкий. Внизу дырочки. Такой простой инструмент носили в ночное время, чтобы пасти лошадей. Они пошли на покос под аккомпанемент его звуков. Долго добирались до поля, и чтобы не было скучно, трубы перерезали: играли, косили, поехали домой — и выбросили. Сезонный инструмент. Трава — популярный вариант, и сейчас делают пластик. Принцип тот же, но играть проще.

Домра

До наших дней сохранились все музыкальные инструменты, физически не сохранился только один: старинная русская домра.

Домра широко использовалась скоморохами в России в XVI-XVII веках как сольный и ансамблевый инструмент («басовая» домра), но начиная с XV века, после ряда церковных и государственных указов (один из них — 1648 г. Царь Алексей Михайлович, «Об исправлении нравов и разрушении суеверий») преследовали шутовство, разрушали и забывали домры.

Сегодня домристы играют на «новом» инструменте.

Ключи «до»

В основном в этих символах записываются вокальные партии, поэтому их называют спетыми голосами.

  1. Сопрано — аналогичное название — тройной; обозначает ноту C в нижней строке нотоносца.
  2. Mezzo Soprano — во второй строке пишется C.
  3. Тенор: Поставьте букву «C» в четвертую строку.
  4. Баритон — записывает ноту на пятой строке. Он совпадает с написанием ноты «фа», поэтому относится к двум группам клавиш одновременно: «до» и «фа».

10 букв

  • Виолончель — струнный музыкальный инструмент среднего регистра и такта между скрипкой и контрабасом
  • Инструмент — посмотреть мюзикл
  • Кастаньеты — ударный музыкальный инструмент — надевать на пальцы и попарно закреплять деревянные пластины, издающие высокие щелкающие звуки
  • Клавикорд — древний ударный клавишный музыкальный инструмент
  • Фортепиано — клавишный струнный музыкальный инструмент (рояль и фортепиано)

Волынка

Все уверены, что это традиционный шотландский инструмент. А в Шотландии и Ирландии его называют волынкой. У каждого народа есть своя волынка. У французов есть мюзет, у испанцев — гаита, у украинцев — коза, у белорусов — дуда. Описание русских волынок было в деревнях с 19 века, но русские волынки не сохранились до наших дней.

Разберем примеры

На первый взгляд, было бы удобнее записывать разные части с одним и тем же символом. Но благодаря разнообразию музыкальных клавиш ноты легко читаются, потому что они написаны на основных линиях нотоносца, а не на дополнительных, которые визуально утяжеляют восприятие. Композиция записана компактно.

Вот как выглядит легко читаемый посох:

А вот и посох с дополнительными строчками, затрудняющими чтение:

Система басового и скрипичного ключа

Хотя у скрипичного и басового ключей есть отдельный штат, на котором они расположены, эти знаки объединены в одну систему. Причина тому — нота «C» первой октавы и ее написание: в нотоносце скрипичного ключа она указывается внизу на дополнительной строке, а в басу — также на дополнительной строке, но выше.

Следовательно, две планки продолжаются друг с другом буквой «С», образуя систему из 11 рядов. Записывается больше звуков, нотные записи не перегружаются дополнительными строчками.

Используя скрипичный ключ и систему басового ключа, записываются ноты для музыкальных инструментов с широким диапазоном: органа, аккордеона, фортепиано или баяна.

Клавишные музыкальные инструменты

Клавишные музыкальные инструменты: группа музыкальных инструментов, объединенных общим признаком: наличием клавишной механики и клавиатуры. Они делятся на разные классы и типы. Клавиатуры сочетаются с другими категориями.

Клавишные музыкальные инструменты

  1. Струнные (ударные и щипковые): фортепиано, челеста, клавесин и его разновидности.
  2. Духовые (клавишные и язычковые): орган и его разновидности, фисгармония, баян, аккордеон, мелодия.
  3. Электромеханические: электропиано, клавет
  4. Электроника: электронное пианино

Гудок

Худки, а также гусли и домры в средневековых письменных источниках часто назывались церковниками «демоническими сосудами». Есть упоминание о немецком путешественнике Адаме Олеарии, который пишет, что в Москве во время правления Алексея Михайловича было собрано, вывезено на Болотную площадь и сожжено пять плавучих музыкальных инструментов. В письменных источниках часто встречаются гневные отзывы священников о музыкальных инструментах, сопровождавших осуждаемые церковью действия. Главное, чтобы все инструменты сохранились до наших дней. Интересна история Якоба фон Стеллина, немца, жившего в Санкт-Петербурге в 18 веке. Он пишет, что рог — это орудие мафии. В XVII веке в Санкт-Петербурге рог был популярен среди моряков и солдат. Крестьяне активно использовали рог еще в 18 веке. И этим инструментом тоже пользовались дураки.

Шуты, кстати, были очень предприимчивыми мальчишками. Они ходили группами по 60-100 человек во двор к боярину или зажиточному крестьянину, беспрекословно устраивали зрелище и просили денег. Если кто заказывал их концерт — им было все равно, спектакль давали.

Рожок

Владимирский рожок — очень сложный музыкальный инструмент, звук из которого извлекается губами. Длинная трубка издает тихий звук. Отверстия поднимают ноты. Устройство инструмента очень простое: на трубе с пятью отверстиями можно играть в самых разных вариациях, это уже зависит от навыков игрока. Не зря пастухам, трубившим в рог, платили больше, чем тем, кто не умел трубить в рог. Так что был большой материальный стимул.

Металлофоны

Металлофоны — это разновидность музыкальных инструментов, основным элементом которых являются тарелки, по которым ударяют молотком.

Металлофоны

  1. Самозвучащие музыкальные инструменты (колокольчики, гонги, виброфоны и др.), Источником звука которых является их упругий металлический корпус. Звук производится молотками, палками, специальными барабанами (язычками).
  2. Инструменты типа ксилофона, в отличие от которых пластины металлофона изготовлены из металла.

Струнные музыкальные инструменты (хордофоны)

Струнные музыкальные инструменты (хордофоны): по способу звукоизвлечения делятся на арочные (например скрипка, виолончель, гиджак, кеманча), щипковые (арфа, гусли, гитара, балалайка), ударные (тарелки), ударные клавишные. (фортепиано), щипковая клавиатура (клавесин).

Струнные музыкальные инструменты (кордофоны)

  1. Скрипка — четырехструнный смычковый музыкальный инструмент. Очень высокий регистр в семействе скрипачей, составившем основу симфонического оркестра классического состава и струнного квартета.
  2. Виолончель — музыкальный инструмент из семейства скрипок низкого тенора. Возникла в 15-16 веках. Классические образцы созданы итальянскими мастерами семнадцатого и восемнадцатого веков: А и Н. Амати, Г. Гварнери, А. Страдивари.
  3. Гиджак — смычковый музыкальный инструмент (таджикский, узбекский, туркменский, уйгурский).
  4. Кеманча (каманча) — смычковый музыкальный инструмент с 3-4 струнами. Распространен в Азербайджане, Армении, Грузии, Дагестане, а также в странах Среднего и Ближнего Востока.
  5. Арфа (от нем. Harfe) — щипковый музыкальный инструмент с несколькими струнами. Самые ранние изображения относятся к третьему тысячелетию до нашей эры. В простейшем виде встречается почти у всех народов. Современная педальная арфа была изобретена в 1801 году С. Эраром во Франции.
  6. Гусли — русский щипковый музыкальный инструмент. Крыловидные («колоколообразные») гусли имеют 4-14 и более струн, шлемовидные — 11-36, прямоугольные (столообразные) — 55-66 струн.
  7. Гитара (исп. Guitarra, от греч. Kifara) — щипковый струнный инструмент лютневого типа. В Испании он был известен с тринадцатого века, в семнадцатом-восемнадцатом веках он распространился в страны Европы и Америки, даже как популярный инструмент. С 18 века широкое распространение получила шестиструнная гитара, семиструнная получила распространение в основном в России. Среди разновидностей — так называемая гавайская гитара; в современной поп-музыке используется электрогитара.
  8. Балалайка — популярный русский трехструнный щипковый музыкальный инструмент. Известно с самого начала. XVIII век. Улучшен в 1880 г. (под руководством В. В. Андреева) В. В. Иванов и Ф. С. Сербский, создавшие семейство балалаек, позднее — С. И. Налимов.
  9. Тарелки (польские тарелки) — многострунный ударный музыкальный инструмент древнего происхождения. Они входят в состав народных оркестров Венгрии, Польши, Румынии, Беларуси, Украины, Молдовы и др.
  10. Фортепиано (итал. Fortepiano, от forte — forte и piano — беззвучный) — это родовое название клавишных музыкальных инструментов с молоточковым действием (рояль, фортепиано). Фортепиано было изобретено в самом начале. 18 век Возникновение современного типа фортепиано — с так называемой двойной пробой — относится к 1820 году. Расцвет фортепианного исполнительства — 19-20 века.
  11. Клавесин (франц. Clavecin) — струнно-щипковый музыкальный инструмент из клавишных, предшественник фортепиано. Известен с 16 века. Существовали клавесины разных форм, типов и разновидностей, в том числе клавесин, вирджинель, спинет, клавицитерий.

История и форма

Клавикорд — один из старейших клавишных инструментов, происходящий от древнего монохорда. Название «клавикорд» впервые упоминается в документах 1396 года, а самый старый из сохранившихся инструментов был создан в 1543 году Домеником Пизаурансисом и сейчас находится в Лейпцигском музее музыкальных инструментов.

Клавикорды были распространены во всех странах Европы. Изначально он имел форму прямоугольного ящика и во время игры стоял на столе.
Впоследствии тело оснастили ножками. Размер клавикорда варьировался от небольших (октавных) инструментов в форме книги до относительно больших инструментов с корпусом до 1,5 метров в длину. Число октав изначально составляло всего две с половиной, но к середине XVI века оно увеличилось до четырех, а позже стало равным пяти октавам.

Ударные музыкальные инструменты

Ударные музыкальные инструменты: группа инструментов, объединенных способом звукоизвлечения — удар. Источник звука — твердое тело, мембрана, струна. Инструменты различают определенным тоном (литавры, колокольчики, ксилофоны) и неопределенным (барабаны, бубны, кастаньеты.

Ударные музыкальные инструменты

  1. Литавры (литавры) (от греч. Polytaurea) — ударный музыкальный инструмент в форме чайника с перепонкой, часто спаренной (копоть и др.). Распространен с древних времен.
  2. Колокольчики — оркестровый ударный музыкальный инструмент: набор металлических дисков.
  3. Ксилофон (от ксило . и греч. Телефон — звук, голос) — ударный ударный музыкальный инструмент. Он состоит из ряда деревянных брусков разной длины.
  4. Барабан — мембранный ударный музыкальный инструмент. Разновидности встречаются у многих народов.
  5. Бубен — мембранный ударный музыкальный инструмент, иногда с металлическими подвесками.
  6. Castanetvas (испанские castanetas) — ударный музыкальный инструмент; деревянные (или пластмассовые) пластины в форме раковин, прикрепляемые к пальцам.

Гармонь

Этот самобытный народный музыкальный инструмент появился в середине 19 века.

На территории России насчитывается 50 видов аккордеонов. Внешне все они похожи, но имеют разное строение и разное звучание. Каждая провинция пыталась изобрести свою собственную версию аккордеона или переделать существующий инструмент для своей собственной игровой традиции. В основном их покупали, чтобы играть на свадьбах. Аккордеон был самым дорогим инструментом. Было даже такое понятие, как «цена аккордеона». Спросили Ельца: «Сколько стоит аккордеон?» Продавец ответил: «30 свадеб». Сопровождение свадьбы аккордеониста стоит 10 рублей. Я работал на 30 свадьбах и заплатил за аккордеон.

Духовые музыкальные инструменты (аэрофоны)

Духовые музыкальные инструменты (аэрофоны): группа музыкальных инструментов, источником звука которых являются колебания столба воздуха в отверстии (трубе). Они классифицируются по многим характеристикам (материал, конструкция, звуковые методы производства и т.д.). В симфоническом оркестре группа духовых музыкальных инструментов делится на деревянные (флейта, гобой, кларнет, фагот) и медные (труба, валторна, тромбон, туба).

  1. Флейта — это духовой музыкальный инструмент. Современный вид поперечной флейты (с клапанами) был изобретен немецким мастером Т. Бёмом в 1832 году и имеет разновидности: пикколо (или пикколо), альтовая и басовая флейта.
  2. Гобой — духовой музыкальный инструмент. Известен с 17 века. Разновидности: гобой малый, гобой д’амур, валторна, хакельфон.
  3. Кларнет — это духовой музыкальный инструмент с язычком. Разработано в самом начале. 18 век В современной практике используются кларнет-сопрано, кларнет-пикколо (итальянский пикколо), альт (так называемый бассет-рожок), бас-кларнет.
  4. Фагот — духовой музыкальный инструмент (преимущественно оркестровый). Возник в 1-м тайме. 16 век. Разновидность окуня — контрафагот.
  5. Труба — музыкальный инструмент с медным мундштуком, известный с древних времен. Современный тип клапанной трубки разработан из центра. 19 век
  6. Валторна — духовой музыкальный инструмент. Он появился в конце 17 века в результате усовершенствования охотничьего рога. Современный тип валторны с клапанами был создан в первой четверти 19 века.
  7. Тромбон — духовой музыкальный инструмент (преимущественно оркестровый), в котором тональность регулируется специальным приспособлением — горкой (так называемый скользящий тромбон или цугтромбон). Есть еще вентильные тромбоны.
  8. Туба — медный духовой инструмент с самым низким звуком. Разработан в 1835 году в Германии.

Балалайка

После того, как домра вышла из строя, в России появилась балалайка. Мы привыкли видеть современную (Андреевскую) балалайку и не можем представить, чтобы она когда-то была совсем другой. Родоначальником нашей балалайки, скорее всего, является калмыцкая домбра — двухструнная балалайка с очень длинной шеей, на которой играет одна из струн. Это звучало больше в азиатском стиле.

Со временем россияне укоротили шею и добавили третью веревку. Балалайка в народном варианте появилась в конце 17 века. Якоб фон Стелин пишет, что редко можно встретить на заднем дворе фермера, играющего свои мелочи для девочек на заднем дворе на этом антихудожественном музыкальном инструменте. Инструмент был в продаже, его можно было купить в любом магазине или сделать самому.

Жалейка

Вы помните, что Валентина Толкунова пела: «Где-то жалобный крик…»? И этот инструмент тоже есть в мультфильме «Князь Владимир». Но вообще о жалости слышали только те, кто занимается фольклором.

Некоторые говорят, что название инструменту было дано потому, что оно звучит жалко. Другие добавляют, что на кладбищах давили кляп, так что она жалкая. Центральная часть орудия — бочонок с люфтом — получила название посоха. У этого музыкального инструмента много названий. В Курской и Тверской областях инструмент назывался рожком (на конце делался рог для усиления звука), в Воронежской и Белгородской областях его называли пикук.

Оцените статью
Блог о музыкальных инструментах