Музыка в Османской империи

Ноты

Музыка в общеевропейском понимании не существовала в османской музыкальной традиции. На протяжении веков было предпринято несколько попыток систематизировать нотную запись, но до 17 века в обучении игре на музыкальном инструменте применялась техника под названием «борса». В его основе — многократное повторение учителем мелодий и мелодий. Конечно, это не могло гарантировать точности передачи музыкального материала. В 17 веке Османское государство начало использовать буквенную систему для обозначения нот, которая, вдохновленная работами греческих коллег, когда-то была разработана персидским теоретиком музыки Сафиаддином Урмави.

Эта система, получившая название «Абджед», была основана на арабском алфавите, где каждая буква обозначала определенный звук, а продолжительность звука определялась числом в нижней части буквы. Эти особые ноты использовались для записи и воспроизведения различных мелодий. Заметки читались слева направо.

До семнадцатого века в обучении игре на музыкальном инструменте использовалась техника, называемая «сакко». Затем, в том же 17 веке дворцовые музыканты перешли на музыкальную систему, разработанную Али Уфки. Считается, что Али Уфки — польский музыкант Альберто Бобовский, приглашенный во дворец султаном Мехмедом IV. Система Али Уфки была очень похожа на европейскую систему обозначений, однако читалась справа налево, не содержала диезов и включала три типа бемолей.

К концу насыщенного событиями 17 века дворец перешел в систему, разработанную Дмитрием Кантемироглу. По сути, это была модернизированная версия партитуры Сафиаддина Урмави. Клейма читались справа налево, а в начале работы стояли приметы, касающиеся макама и стиля исполнения. Например, вместо обычного «анданте» был знак «везн-и кебир», «умеренный» — «везн-и сагир» и так далее.

В 19 веке султан Селим III поручил Бабе Ампарцум разработать музыкальную систему для дворцовых музыкантов. Армянский хампарцум использует армянский алфавит в качестве основы для системы обозначений, приближая написание букв к европейской нотной записи. Было использовано семь знаков. Ноты должны были воспроизводиться с одинаковой продолжительностью, пока не появился специальный символ, уведомляющий об изменении продолжительности. Двоеточие (:) использовалось как косая черта. Конец пьесы обозначен четырьмя точками (::).

С приглашением Доницетти в Стамбул в 1826 году и образованием военного оркестра Мызыка-и Хумаюн, который является предшественником Президентского симфонического оркестра современной Турции, Османская империя перешла на европейскую систему нотной записи. Однако его собственная типография, способная печатать европейские ноты, появилась только в 1876 году. Ее основателем был Нотажи Хаджи Эмин Эфенди. Раньше партитуры османских композиторов печатались за границей. С тех пор и по сей день в Турции используется европейская система обозначений.

С приглашением Доницетти в Стамбул в 1826 году и образованием военного оркестра Мызыка-и Хумаюн, который является предшественником Президентского симфонического оркестра современной Турции, Османская империя перешла на европейскую систему нотной записи.

19.

ДУДУК
Дудук, будучи тростниковым деревянным духовым инструментом, практически не изменил своей внешней формы за свою многовековую историю.
Его очень простое устройство включает трубку и двойной язычок.

12.

FAUCET
Старый тар состоял из 4-6 струн и имел 19-ступенчатый звуковой заряд с небольшими интервалами менее полутона.
Разновидностями тара являются инструменты: дутар (двухструнный), сетар (трехструнный), чахартар (четырехструнный), пянджтар (пятиструнный) и шештар (шестиструнный). Где-то с конца XVIII века тар распространился в Азербайджане благодаря изменениям, внесенным в этот инструмент известным тарзеном (исполнителем тара) Садыхджаном (Мирза Садыг Асад оглу), также прозванным «Отцом тара».

11.

СВИРЕЛ
орудие труда. Он известен с незапамятных времен. Классическая труба чаще всего изготавливается из дерева.
В летописях чаще всего встречаются записи о трех таких орудиях: дуле, тубе и цевье.
К тому же упоминание о трубе встречается не только в России.
В мифах и легендах Древней Греции флейты упоминались неоднократно.
Сейчас сложно сказать, на территории какого именно государства появилась первая труба, но бесспорно, что
инструменты этого типа существовали и в древности у разных народов.

21.

ТУМРИ
традиционный музыкальный инструмент, похожий на волынку из Лазского региона Турции. Инструмент также встречается у амшенцев, понтийских греков (особенно халдеев).
Тулум популярен среди жителей северо-восточной Анатолии, определяя музыкально-танцевальную составляющую

22.

d состоит из трех частей: грушевидного тела, короткой безладовой шеи и головы. Тело сделано из этого
породы дерева, такие как груша, орех или сандал.
К голове крепятся колышки, с помощью которых настраиваются струны.
На современные азербайджанские уды обычно накладываются 6 струн, пять из которых парные
они сделаны из шелковой нити, специального нейлона или баранины. В Армении, когда производят уд, используют
11 струн. В других странах Ближнего Востока инструмент состоит из 11-12 струн. В странах Средней Азии, например
в Туркменистане уд состоит из пяти струн.
В разных арабских странах количество струн уда может варьироваться от двух до семи.

Как играть на сазе

На струнных разновидностях играют двумя способами:

  • используя пальцы обеих рук;
  • используя, помимо рук, специальные приспособления.

Профессиональные музыканты воспроизводят звук с помощью медиатора из специальных пород дерева. Выщипывание струн медиатором позволяет использовать технику игры на тремоло. Есть палки для вишни и палочки из вишневого дерева.

Кольца Saz

Чтобы исполнитель не уставал хвататься за руку, корпус снабдили фиксирующим ремнем: наброшенный на плечо, он позволяет легко удерживать конструкцию в области груди. Музыкант чувствует себя свободным, полностью концентрируется на процессе игры.

История инструмента

Родиной считается Древняя Персия. Подобный инструмент под названием танбур был описан средневековым музыкантом Абдулгадиром Мараги в 15 веке. Восточный инструмент стал напоминать современную форму саза в XVI веке — к такому выводу пришел азербайджанский знаток искусства Меджун Керимов в своих исследованиях.

Саз — один из древнейших инструментов тюркских народов. Его использовали для сопровождения певцов, которые рассказывали исторические события, исполняли песни о любви, баллады.

Производство старинных моделей длилось долго. Пытаясь придать деревцу правильную форму, материал просушивали несколько лет.

Самый распространенный — азербайджанский саз. Для этого народа он стал непременным атрибутом ашугов: народных певцов, сказочников, которые сопровождали песню, рассказы о подвигах героев под сладкую музыку.

Первые модели саза были небольшими по размеру, имели 2-3 веревки из шелковых нитей, конского волоса. Впоследствии модель увеличилась в размерах: удлинились корпус и гриф, увеличилось количество ладов и струн. Любая национальность пыталась «вписаться» в дизайн для исполнения своих музыкальных произведений. Разные части уплощались, удлинялись, укорачивались, снабжались дополнительными деталями. Сегодня существует множество разновидностей этого средства.

Татарский саз представлен туристам в Музее истории и культуры крымских татар (г. Симферополь). Старая модель датируется 16 веком.

Изготовление

Процесс изготовления непростой, занимает много времени. Каждая деталь требует использования разных пород дерева. Вариативность древесины позволяет получить идеальное звучание, получить настоящий инструмент, соответствующий древним восточным традициям.

Мастера используют древесину ореха и тутового дерева. Материал заранее тщательно просушивают, недопустимо наличие влаги. Туловище грушевидной формы реже придают резьбой, чаще склейкой, соединением отдельных частей. Для получения нужной формы, размера корпуса необходимо нечетное количество одинаковых заклепок (как правило, берется 9.

На узкой стороне туловища крепится шея. На шейку надевается головка, к которой прикручиваются ключи. Осталось натянуть струны — теперь инструмент полностью готов к игре.

Сорт Саз

23.

ЧОГУР
Чогур — восточный струнный музыкальный инструмент, популярный в XII-XVI веках на Кавказе, в Иране и других странах
Анатолия, в суфийских обрядах, в меджлисе дервишей и ашугов.

16.

БОРОДА
Барбет состоит из трех частей: тела, шеи и головы. Кузов собран из 15 деревянных деталей. Его верхняя часть сделана из сосны и ели и имеет толщину 4 мм. На грифе инструмента 912 ладов. Шея и голова из ореха, туловище из платана, красного дерева и ореха. Струны инструмента сделаны из шелка и кишок животных.

10.

НАГАРА
Общее название азербайджанских барабанов. В зависимости от размера бывают кьё Н., бала Н. (или чюре Н.) и кичик Н., т. Е. Большие, средние и малые барабаны.
Все разновидности инструмента имеют широкую оболочку, стянутую с двух сторон кожаными перепонками, по которым ударяют пальцами и палками со сферическими или крючковидными загнутыми концами. Н используется как ритмический инструмент в декомпозиционном ансамбле, особенно с зурной; в ансамбле с баламанами (балабанами), имеющими нежное звучание, используется маленькая N. Игра на N отличается большим ритмом и динамичным разнообразием.

Периоды

Если обратиться к развитию турецкой музыкальной культуры в целом и османской музыкальной традиции в частности, то этот вектор можно условно разделить на семь различных периодов. Начиная с 10 века и до начала 15 века, это так называемый период формирования османско-турецкой музыкальной традиции. Первым письменным источником, относящимся к этому периоду, считается работа известного востоковеда, математика и теоретика музыки Аль-Фараби под названием «Китаб-уль-Мусики-уль-Кабир», вдохновленная трудами Пифагора. Исследования теории музыки, гаммы и мелодии дополняли такие теоретики и музыканты, как Сафиаддин Урмави (1216-1294), Кутбиддин Ширази (1236-1311) и Абдулкадир Мераги (1360-1435).

Второй период, который можно назвать периодом трансформации или Османского Возрождения, охватывает период с начала 15 века до первой четверти 16 века. Нынешний век характеризовался некоторыми изменениями гаммы, ладов и макамов. Основную роль здесь сыграло открытие новых монастырей братства Мавлявия Мавлявихане на огромной территории, простирающейся от Балкан до внутренних районов Анатолии. Они были своего рода центрами изучения и преподавания традиций и религиозной музыкальной культуры. Естественно, что открытие Эндеруна, где наряду с другими предметами преподавались уроки музыки, дало новый импульс развитию дворцовой музыки. В этот период ученые из Центральной Азии также оказали ощутимое влияние на османскую музыку. Среди них можно выделить Алишера Навои, Хусаина Байкара и Али Кущу. С 16 по первую половину 17 века Османская империя провела ряд военных походов на Восток, в результате которых во дворце появились музыканты и композиторы Среднего Востока. По этой причине этот период в османской музыке также называют восточным периодом.

С середины семнадцатого века Османская империя начала ориентироваться в своем развитии на Запад. Эта ориентация затронула практически все сферы жизни османского общества. Она тоже не занималась музыкой. До конца эпохи тюльпанов (1730 г.) существовал определенный синтез европейского барокко и рококо с традиционной османской музыкой. Это явление называется классическим периодом. Последовавшая за этим фаза, продолжавшаяся почти до начала эры Танзимата, была названа последним классическим периодом. Танзимат ознаменовал окончательный поворот Османской империи в сторону Запада, и с момента ее создания до середины 20-го века они стали называть романтическим периодом турецко-османской музыки. Ну а последний, седьмой период, который продолжается и сегодня, называют современным этапом турецкого музыкального искусства.

Из струнных инструментов наиболее распространены «баглама», «рубап», «сантур», «уд» (лютня), «кеменче», «кеман» и другие. Фото wikipedia.org

14.

КЕБАБ КЕМАНЕ (СКРИПКА)
Скрипка — один из самых изысканных и сложных музыкальных инструментов с завораживающим мелодичным тембром, очень похожим на человеческий голос, но в то же время очень выразительным и добродетельным.
Неслучайно скрипке доверили роль «королевы оркестра».
Голос скрипки похож на человеческий, к нему часто применяются глаголы «петь» и «плакать
вызывают слезы радости и печали.
Скрипач играет на струнах души своих слушателей, воздействуя на струны своего могущественного помощника.
Существует поверье, что звуки скрипки остановят время и перенесут в другое измерение.

Строение

Структура довольно простая, практически не изменилась за многовековое существование этого струнного инструмента:

  • Рамка. Древесина, глубокая, грушевидной формы, с плоским передом и выпуклой спинкой.
  • Шея (шея). Часть, которая поднимается от туловища, бывает плоской или круглой. По нему натянуты веревки. Количество струн варьируется в зависимости от типа инструмента: армянский оснащен 6-8 струнами, турецкий саз — 6-7 струнами, дагестанский — 2 струнами. Есть 11-струнные и 4-струнные модели.
  • Босс. Идеально облегает шею. На передней панели расположены клавиши для настройки инструмента. Количество ладов разное: есть варианты с 10, 13, 18 ладами.

20.

САГОТА
Иногда можно увидеть, как танцовщица живота в спектакле сопровождает себя небольшими
металлические пластины, надеваемые на пальцы — это САГАЦ. Это две пары пластин, обычно из латуни,
носится в центре и на большом пальце каждой руки для маленьких танцоров, для музыкантов старшего возраста.
Сагац — очень старый музыкальный инструмент, имеющий аналоги во многих странах (Россия — ложки, Испания — кастаньеты).
В арабских танцах они очень часто были частью музыкального сопровождения танцора со времен Гавес. Сейчас в восточных танцах сагаты используются в фольклорных и классических представлениях (ракс-шарки, беледи).

18.

ДАРБУКА
древний ударный музыкальный инструмент неопределенного тембра, малый барабан, распространенный на Ближнем Востоке, в Египте, странах Магриба, Закавказье и на Балканах.
Металлический дарбук, который традиционно изготавливали из глины и козьей кожи, теперь также является обычным явлением. В нем два отверстия, одно из которых (широкое) закрыто мембраной. По типу звукообразования он относится к мембранофонам, по форме — к так называемым чашным барабанам).

17.

ДАВУЛ
давул старейший ударный инструмент. Музыкальный инструмент, известный в истории человечества, на котором играют вручную или с помощью палки. Давул — один из важнейших ударных инструментов турецкой музыки и культуры. На протяжении всей истории он был символом господства и до сих пор используется как индикатор силы. Его обычно используют на свадьбах и вечеринках, потому что он выражает радость, а также на похоронах, потому что он выражает печаль

13.

БУМАН
Бубен — ударный музыкальный инструмент, сделанный из кожаного материала, натянутого на деревянный круг. Для
для игры на бубне важно иметь чувство ритма и музыкальный слух.

15.

ZURNA
тростниковый духовой музыкальный инструмент, представляет собой короткую деревянную трубку с раструбом и 7-8
боковые отверстия.
Зурна отличается ярким и проницательным тембром с масштабом в пределах полторы октавы.

24.

ЯЙБАХАР
Этот музыкальный инструмент был разработан стамбульским музыкантом Геркем-сенатором Ябахаром, издающим невероятные космические звуки, напоминающие клавишные синтезаторы из старых научно-фантастических фильмов, в то время как инструмент полностью акустический и работает без электричества. Есть несколько способов издавать звуки на ябахаре, например, с помощью молотков можно играть на мембранах барабанов, а с помощью смычка или пальцев можно играть на струнах, натянутых вдоль узкой шейки. Как и многие музыкальные инструменты, ябахар позволяет извлекать звуки разного диапазона, но то, что происходит, зависит только от мастерства музыканта. Настоящее шоу начинается со второй минуты ролика.

Оцените статью
Блог о музыкальных инструментах
Adblock
detector