Губная гармошка для начинающих системы Рихтера: как выбрать и научиться играть по нотам и табам

История создания губной гармошки

Изобретение этого компактного инструмента принадлежит Кристиану Баушману. В 1821 году человек, далекий от музыки, немецкий часовщик HFL Bauschmann, изобретает музыкальный инструмент и дает ему название аура. Аура представляла собой железную пластину с пятнадцатью отверстиями, закрытыми стальными язычками. Мастер использует свое изобретение как камертон. Извлечь звук из ауры можно было только на выдохе; ноты были расположены в хроматическом порядке. В дальнейшем доработку ауры начали другие мастера, и появилась губная гармошка.

Основное дизайнерское решение при производстве инструмента было введено неким мастером Рихтером. Он сделал губную гармошку с десятью отверстиями и двадцатью язычками для игры на входе и выходе. Именно в таком виде инструмент получил название мундгармоника (духовой орган). Гармоники настраивались по диатонической гамме.

Изготовление губной гармошки

Хонер внес большой вклад в развитие гармоники. Крупнейшим производителем губных гармоник в 1857 году стал бизнесмен и предприниматель Матиас Хонер. Именно в этой компании появилась хроматическая губная гармошка, позволившая значительно расширить музыкальный репертуар.

Этот музыкальный инструмент принадлежит к большому семейству аэрофонов. В эту группу, помимо аккордеона и аккордеона, входит большое количество духовых инструментов:

  • флейта;
  • блочная флейта;
  • кларнет;
  • саксофон;
  • гобой;
  • фагот;
  • органы ветра;
  • аккордеон и аккордеон.

Виды губных гармошек

Гармонический инструмент, состоящий из двух дисков с язычками. Первая пластина работает на выдохе, вторая — на вдохе. Записи вставляются в футляр, который закрывается с двумя перекрытиями. На каждой пластине сделаны прорези разной длины, а над ними прикреплены язычки соответствующего размера. Во время вдоха или выдоха воздух проходит над языками и заставляет их вибрировать. Затем звук извлекается из инструмента.

Гармоники бывают двух типов:

  • Диатонический: без полутонов. Их игру можно сравнить с игрой на белых клавишах рояля.
  • Хроматический: извлекает средние тона. Эти гармоники доступны в двух вариантах: соло и аккомпанемент. Для игры соло используйте инструмент с ползунком, при нажатии извлекаются полутоны. Для аккомпанемента используются басовые гармоники

Как лучше всего расположить инструмент

Звук гармошки во многом зависит от правильной позы рук. Вы должны держать его левой, а правая должна направлять звуковой поток. Воздушный зазор, образованный ладонью, способствует звуку и создает резонанс. Когда вы сжимаете и открываете кисть, вы можете получать разные штампы и эффекты.

На что стоит обратить внимание

Каждый, кто начинает осваивать губную гармошку, должен сосредоточиться на нескольких аспектах. Первое, о чем всегда нужно помнить, — это правильное дыхание. Если вы когда-либо практиковали голос, тогда вам будет понятна основная идея дыхания при игре на губной гармошке.


В противном случае не отчаивайтесь, вы можете довольно быстро отработать эту технику при надлежащих тренировках. Значит, нужно освоить приемы звукорежиссуры на аккордеоне. И только после этого приступайте к разучиванию простых мелодий.

Инструкция к применению

Вдохните животом. Это не совсем правильное определение с физиологической точки зрения, однако оно хорошо описывает субъективные ощущения, на которых следует сосредоточиться во время игры.

Суть такого дыхания в том, что при вдохе вы максимально наполняете легкие, а не только их верхние части, как это часто бывает в речевом процессе. Для этого нужно хорошенько поработать диафрагмой.

Чтобы понять алгоритм действий при таком дыхании, иногда достаточно понаблюдать, как вы дышите во сне или при пробуждении. На вдохе живот поднимается, а на выдохе за счет его опускания. Итак, когда вы играете на аккордеоне, старайтесь направить воздух как можно глубже внутрь на вдохе, при этом как бы «надувайте» живот, чтобы затем с помощью диафрагмы протолкнуть этот воздух внутрь. Наружу во время выдоха.

Попробуйте сначала практиковать это дыхание без инструментов. Постарайтесь, чтобы выдох был равномерным по всей его длине. Для этого полезно поставить перед собой горящую свечу на определенном расстоянии и, выдыхая, подуть в ее огонь, как будто вы хотите его потушить, но при этом постарайтесь не погасить его. Это сработает только при ровном выдохе.


Попробуйте освоить первую технику игры на аккордеоне.

Сложите губы «трубочкой» так, чтобы между ними была небольшая дырочка, но при этом слегка опустите челюсть, чтобы можно было поместить инструмент между губами. При этом разместите гармошку с пятым отверстием перед губами.

На выдохе постарайтесь уловить звучание одной ноты. Если это не выходит сразу, поправьте положение гармошки относительно губ, размер пространства между губами. Когда вам это удастся, попробуйте перемещать губную гармошку влево и вправо, чтобы извлечь другие отдельные ноты как на выдохе, так и на вдохе.

А теперь попробуйте придумать другой метод создания звука. Он заключается в блокировании нескольких отверстий с помощью языка, которые вам не нужны в любой момент времени. Поместите гармошку между губами так, чтобы они достаточно плотно сидели во рту, при этом губы закрывали 5 отверстий. Закройте 4 отверстия слева языком, попробуйте выдохнуть ноту.

Если это не сработает, попробуйте изменить положение языка и ширину пространства между губами, пока не достигнете оптимального положения. Но не забывайте, что при такой игре губная гармошка всегда должна располагаться достаточно глубоко между губами, а не перед ними!

Теперь потренируйтесь в производстве звука третьим способом. В некотором смысле это комбинация двух предыдущих. Установите гармошку, как на втором этапе. Когда вы это сделаете, сложите его так, чтобы он образовал дугу в форме буквы «U».

Поместите его перед пятым отверстием гармошки. Постарайтесь получить единую ноту, направляя воздух через канавку на язычке. В случае успеха попробуйте извлекать соседние звуки, двигая только языком.

Совет 2: Как научиться играть на гармонике

Чтобы выучить гармонику, необязательно ходить в музыкальную школу. Этот инструмент очень компактен, и вы можете брать его с собой куда угодно, чтобы практиковаться все свободное время. Кстати, уроки будут долгими, ведь губная гармошка не «сдастся» сразу».

Несколько важных моментов

Когда вы начнете учиться играть на губной гармошке, сначала научитесь правильно ее держать. Многие новички держат губную гармошку обеими руками, но, как показывает практика, это не очень удобно. Этот музыкальный инструмент держат одной левой рукой, обхватывая его большим пальцем снизу, а четырьмя другими сверху (размещая пальцы вдоль отверстий).

В этом случае руку следует положить на сторону отверстий с малым шагом (1-5). Свободной рукой «накройте» гармошку с тыльной стороны отверстий, слегка надавливая на нее пальцами. Это создаст воздушную камеру, которая изменит звук.


Перед игрой на аккордеоне его необходимо нагреть, чтобы встроенные в инструмент трости не повредились колебаниями воздуха. Для этого возьмите губную гармошку и подержите ее в руках некоторое время, а затем продуйте каждую дырочку по очереди.

Чтобы правильно играть на губной гармошке, вам необходимо изучить 3 основных техники расположения губ и языка: свисток, U-образный замок и языковой замок, последний из которых широко используется опытными гитаристами, потому что его проще всего настраивать от ноты к звуку аккорд.

U-блокировка — это техника, которая требует, чтобы вы «свернули» язык в U-образную форму, блокируя самые внешние отверстия правой и левой сторонами языка. Поместите губную гармошку на губы, убедившись, что она закрывает 3 отверстия. Затем просуньте кончик языка в отверстие, в которое хотите поиграть.

Затем, сложив язык в U-образную форму, закройте два крайних отверстия (среднее должно быть открытым), вдох и выдох. Когда вы научитесь делать чистый звук в одном отверстии, попробуйте перейти в другие. Практикуясь таким образом, вы скоро сможете играть песни вверх и вниз.

В технике блокировки языка используются язык и губы, чтобы изолировать отверстия от воспроизведения звука. Возьмите губную гармошку к губам, стараясь при этом держать музыкальный инструмент как можно глубже во рту, но позвольте себе свободно дышать. Закройте губами 4 дырочки.

Вытягивая язык, переместите его в угол, чтобы он закрыл 3 внешних отверстия. Вдох-выдох. При таком положении языка воздух должен проходить только через открытое отверстие. Если вы не получите четкий звук с первой попытки, расслабьте язык и повторите попытку.


Техника свиста — это техника, при которой нужно зажать губами дырочку и постепенно продуть ее. Сожмите губы вместе, как если бы вы свистели. Затем выберите любое отверстие в гармошке, сфокусируйте губы на этой области и постепенно направьте поток воздуха прямо через это отверстие. Если вы слышите чистый звук, значит, ваши губы в правильном положении.

Если во время игры ваши губы прилипают к гармошке, смочите их теплой водой, а сами лунки периодически очищайте от слюны и скоплений влаги. Поскольку мы держим губную гармошку во рту, нам не нужно есть перед игрой на ней. Периодически очищайте этот музыкальный инструмент спиртом, чтобы предотвратить скопление микробов. Перед тем, как приступить к тренировкам, сделайте упражнения для лицевых мышц и прочистите горло (иначе вы рискуете охрипнуть). Во время занятий используйте метроном (он поможет вам поддерживать определенный ритм).

Полезный совет

Звук гармонично воспроизводится за счет колебаний медных пластин, находящихся внутри. Самый обычный аккордеон имеет 10 отверстий, которые пронумерованы последовательно от 1 до 10. Если в первое отверстие подуть, то звук низкий, в десятом — высокий.


Примечание. Соответствие отверстий инструмента конкретным нотам зависит от типа аккордеона и его тональности. Обычно тональность диатонических гармоник указывается на корпусе.

Полезные советы

Освойте каждый из этих методов на вдохе и выдохе, и только после этого начинайте изучать настройку своей губной гармошки и разучивать более простые мелодии.

Одиночные ноты на губной гармошке

Подробное описание

Начать играть отдельные ноты на гармонике, не касаясь соседних отверстий, — первая серьезная проблема для любого начинающего гитариста. Поверьте, любой среднестатистический человек без подготовки может освоить исполнение отдельных нот в среднем за неделю. Также, скорее всего, он сразу заработает и через неделю вы сможете довести эту способность до стабильности. Критерием хорошего результата будет простенькая мелодия, сыгранная вами на губной гармошке от начала до конца, не касаясь соседних нот.

Кто обычно терпит неудачу? Для тех, кто не занимается. А те, кто занимается, всегда успешны! Нет навыков, которым нельзя научиться, есть ленивые художники!

В будущем вы будете держать губную гармошку достаточно глубоко во рту и играть отдельные ноты. Вы узнаете, как управлять потоком воздуха так, чтобы во рту было несколько отверстий (2 или даже 3) и только то, в которое вы собираетесь играть. Ты не веришь мне? Убедитесь сами — освоите этот инструмент! Но в этом можно убедиться чуть позже, но начинать надо с малого. И мы поможем вам в этом.

Возможно, вы встречали информацию на других интернет-ресурсах о том, что есть несколько способов сыграть отдельные ноты на губной гармошке:

  1. Свисток (фиксация губ)
  2. Заблокируйте язык
  3. U-образный блок

Ни в коем случае нельзя учиться игре на губной гармошке, используя «технику» (если это можно так назвать) U-block — это когда язык нужно свернуть в трубку. Забудьте об этом методе сразу, по крайней мере, некоторым он может показаться очень простым. Играя таким образом, ваш язык будет постоянно задействован, и он понадобится вам для приобретения всех последующих навыков, необходимых для игры на губной гармошке, а также для того, чтобы научиться играть на кривых гармонике.

Метод язычка — отличный прием для игры на губной гармошке, но он понадобится вам немного позже.

Теперь вам предстоит изучить самый распространенный и базовый способ игры на губной гармошке: фиксация губ, или, как ее еще называют, «свист».

Ты умеешь насвистывать? Не вслух и без двух пальцев во рту, а с обычным свистом, когда губы «творожки»? Так что вокалист Scorpions тоже насвистывает в своей знаменитой композиции Wind of change. Кстати, вы, наверное, сами начали замечать, что с губной гармошкой ваша жизнь уже начала меняться в сторону «интереснее».

Учтите, что при свисте таким свистом губы образуют небольшую круглую дырочку, хотя сами губы не плотные и мягкие, кроме того, расслаблены все мимические мышцы. Именно эти 3 основных фактора нам необходимо передать в контексте игры отдельных нот на губной гармошке.

Итак, есть три правила для обучения игре на гармонике с одиночными нотами:

  • Правильное звуковое оформление (3 основных правила красивой игры)
  • Округлое отверстие, образованное губами, в отличие от продолговатого отверстия.
  • Формирование расслабленного и прямого потока воздуха (как при произнесении буквы «О»), а не сильного и рассеянного, как при вдыхании и всасывании воздуха («всасывание» — это не о нас и, надеюсь, не о вас)

Начните с четвертой лунки. Прежде всего, вам нужно запомнить правильное звучание одной чистой ноты, которую вы сыграете на губной гармошке. (Если вы подписались на бесплатную рассылку, вы получили подробные аудио примеры для каждой лунки и задание на разработку отдельных нот на гармонике) Для этого вы можете закрыть все ненужные отверстия указательным пальцем обеих рук, кроме одной ты будешь работать. Затем осторожно вдохните и выдохните через оставшееся отверстие, привыкая к желаемому звуку. Только после этого продолжайте попытки извлекать одну ноту на губной гармошке без использования пальцев. Постарайтесь найти чистый звук при игре как на вдохе, так и на выдохе. Не переходите к другим отверстиям, пока не обнаружите чистый звук одной ноты в четвертом отверстии гармоники.

Потерпи. Если вы все еще не можете этого сделать, подойдите к зеркалу, проверьте, опускается ли гармоника во время игры, и попробуйте еще раз извлечь одну ноту, например, выдохнув. Далее снимаем губную гармошку с губ, сохраняя положение самих губ и следя за тем, чтобы губы образовывали круглое отверстие. Скорее всего, здесь вы допустили ошибку и на ваших губах образовалась продолговатая дырочка. Перед зеркалом сформируйте еще одну половую губу в форме свистка (с небольшим круглым отверстием) и попробуйте еще раз найти единственную ноту на четвертом отверстии для губной гармошки. Он должен работать. Если по-прежнему не работает, попробуйте слегка приподнять губную гармошку и направить ее немного вверх. Это не запрещено. Просто убедитесь, что ваша нижняя губа не перекрывает само отверстие.

Когда вы закончите с четвертым отверстием, перейдите к пятому отверстию для губной гармошки. После отработки отдельных нот на пятой лунке мы рекомендуем сразу отработать переход от четвертой лунки к пятой. Для этого используйте обычный масштаб до мажор (если у вас есть гармоника в тональности до мажор»).

Вы, наверное, знаете названия всех нот этой гаммы: до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до. А на губной гармошке это звучит так: + 4-4 + 5-5 + 6-6-7 + 7, где «+» означает выдыхать, а «-» — вдыхать. Ниже мы представим пример возможного порядка воспроизведения отдельных нот на гармонике.

Начните обрабатывать отдельные ноты с четвертой лунки, добавляя по одной дополнительной лунке за раз. Не торопитесь, этот навык нужно практиковать очень медленно (спешащий рассмешит соседей). Ноты должны быть вытянутыми, а не короткими, чтобы вы могли корректировать каждую ноту во время игры, даже если вы слышите, что вас зацепили за соседнее отверстие.

Ваш приказ практиковать отдельные ноты на гамме может выглядеть следующим образом:

  1. + 4-4 и в обратном порядке (-4 + 4). Если вы поработали и все в порядке, переходите к следующему пункту.
  2. + 4-4 + 5-5, -5 + 5-4 + 4
  3. + 4-4 + 5-5 + 6-6, -6 + 6-5 + 5-4 + 4
  4. + 4-4 + 5-5 + 6-6-7 + 7, + 7-7-6 + 6-5 + 5-4 + 4.

Итак, вы сыграли на губной гармошке до мажор.

В области шестого и седьмого отверстий вы, скорее всего, снова начнете цепляться за соседние ноты, но будьте осторожны и тверды — постарайтесь получить более точный чистый звук и не забывайте о правильном дыхании. Вспомни его все время. Дыхание — наше все!

Теперь вам важно закрепить навыки игры на губной гармошке с одиночными нотами. Старайтесь играть каждый день хотя бы 25-30 минут и через неделю вы получите отличный результат. Затем вы можете перейти к дальнейшему овладению техникой игры на губной гармошке с помощью нашего учебного пособия.

лучше всего практиковать умение играть отдельные ноты на гармонике на простых, хорошо известных мелодиях. Те о тех мелодиях, которые можно легко напевать, насвистывать или проигрывать в голове. Примеры таких мелодий — детские песни, народные мотивы, праздники или новогодняя ночь, отрывки из известных классических произведений и т.д. Не пытайтесь сразу начинать изучать что-то масштабное. Помните, что переход от простого к сложному — самый продуктивный.

Подписавшись на рассылку новостей, мы сразу же отправим вам упражнения и мелодии, которые пригодятся вам для отработки навыков игры отдельных нот на губной гармошке, развлечения соседей по комнате и управления нервной системой соседей.

Упражнения

Простые табы для губной гармоники

Лучше всего начинать обучение с простых вещей, с которыми справятся даже дети. Но даже эти песни можно сыграть настолько виртуозно, что публика будет в восторге. Ниже видео аналогичного выступления.

Плеер в видео воспроизводит хроматическую гармонику с помощью дополнительной кнопки (S), поэтому простая диатоническая модель не сможет достичь такого уровня исполнения. Но торопиться не стоит. Для начала попробуйте исполнить эту песню так, чтобы публика ее узнала.

В траве сидел Кузнечик:

4 3 4 3 4-3-3

В траве сидел Кузнечик

-3 3-3 3-3 4 4

Как огурец

4 3 4 3 4-3-3

В траве сидел Кузнечик

-3 3 -3 3 -3 4

Это было зелено

4-4-4-4-4

Представлять себе,

-4 5 5 5 5

представлять себе

5-4 4-3 4 4

Как огурец

4-4-4-4-4

Представлять себе

-4 5 5 5 5

представлять себе

5-4 4-3 4

Он был зеленым.

как-игра-на-губной-гармошке-8

Аккорды и приемы игры

Аккорды — это одновременно звучащие несколько нот. На губной гармошке аккорды складываются путем вдоха или выдоха не в одно отверстие, а в несколько одновременно. При этом следует учитывать, что практически не используется для игры только аккордами.

Трель — это быстрое чередование двух порывов ветра. Изначально трель звучала как имитация пения птиц. Чтобы сыграть трель на губной гармошке, необходимо энергично перемещать инструмент между губами вправо и влево. При таком приеме можно двигать головой, главное, чтобы было четкое чередование двух звуков с одинаковым временным интервалом.

Глиссандо — это переход от одной ноты к другой, часто на большом расстоянии друг от друга. Этот прием регулярно используется в джазовой музыке. Глиссандо звучит эффектно и делается довольно просто: вам нужно выбрать ноту, с которой хотите начать, а затем резким движением переместить инструмент вправо или влево.

Тремоло — еще одна техника, похожая по звучанию на трель, только на этот раз игра ведется не с другими звуками, а с громкостью. Аккордеон держится в левой руке за «спину» инструмента. В это время правая рука максимально закрывает инструмент сверху, ладони следует прижимать друг к другу. Когда ладонь правой руки отведена назад, звук меняется.

как играть на губной гармошке 1

Бенд — это техника, с помощью которой вы можете поднимать или опускать ноту. Приветствовать сложно, если сразу не получается, не стоит сердиться. Для изучения ленты необходимо поэкспериментировать с углом входа воздушного потока в отверстие инструмента. Обычная нота играется, пока поток является линейным. Кривая — диагональная воздушная.

Блокировка языка — это наиболее сложная техника для создания звука, поэтому лучше всего начинать, когда вы хорошо научитесь играть на губной гармошке. Такой способ игры помогает быстро и точно перемещаться между лунками и гарантированно попасть в них, не задев ближайших. Суть техники язычка — закрыть языком два левых отверстия (если вы играете аккорд, то три). В результате получается булькающий звук. По-прежнему важно следить за чистотой каждого звука в отдельности.

И желаем успехов всем, кто решил научиться играть на губной гармошке. Несмотря на простоту освоения, вам все же придется потратить некоторое время в начале пути, чтобы вы легко освоили этот небольшой духовой инструмент с красивым звуком.

Мастер-класс по гармонике Алекса Соловьева

Базовая техника для начинающих

Осваивая технику игры самостоятельно, особенно важно обращать внимание на следующие моменты:

  • Положение инструмента. На качество звука сильно влияет наложение рук.Левой рукой держится гармония, правой корректируется направление звукового потока.Формируя воздушный зазор ладонью, создается резонанс, усиливающий звук.
  • Дыхание. Сильный и равномерный поток воздуха получается при вертикальном положении головы, расслаблении лица и языка. Когда вы всасываете или выдыхаете воздух, работайте не губами и ртом, а диафрагмой.
  • Экстракция аккорда. В аккордеоне для неопытных музыкантов одновременное извлечение звуков из трех последовательных лунок является гармоничным, что упрощает выбор мелодии. Язычок используется для закрытия ненужных отверстий.После изучения и практики отдельных аккордов они начинают выбирать мотив. Простое решение на начальном этапе — аккомпанировать исполняемой мелодии.Метроном используется для сохранения ритма. Аккордеонные аккорды извлекать легче, чем отдельные звуки, поэтому сначала отрабатывается эта техника.

022

В базовой технике используются следующие приемы:

  • Трель — мелизм, с чередованием двух соседних нот.
  • Глиссандо — три ноты и более постепенно переводятся в созвучие.
  • Тремоло — создает дрожащий звук, сжимая или расслабляя ладони и губы.
  • Группа: высота нот регулируется силой и направлением воздушного потока.

Гармошка, в отличие от других духовых инструментов, способна работать в двух направлениях: вдох и выдох.

Отзывы

«Я мечтал научиться играть на губной гармошке с детства, когда впервые услышал блюзмена Уолтера Хортона. Эта музыка покорила меня с первых же нот. Так как я не профессиональный музыкант, я решил пройти стандартный курс римской школы Гегарта. Рекомендую всем новичкам и любителям настоящего блюза! »- Владимир, 32 года.

«Дочку отправили в музыкальную школу поиграть на гитаре, но вскоре она увлеклась джазом и захотела овладеть гармоникой. В результате мы решили записать ее на дополнительный курс в школе для продвинутых студентов. Он счастлив, он уже играет сильно и сильно и мечтает выступить в настоящем джаз-бэнде », — Ирина, 29 лет.

Девушка с губной гармошкой

«Я окончила музыкальную школу, играла на акустике и поступила в музыкальное училище, где мы с учениками создали наш фольклорный ансамбль. Год спустя стало ясно, что я хочу играть не только на гитаре и клавишных, но и на губной гармошке. Поступил на курсы Московского музыкального училища импровизационной музыки. То есть, она превзошла все мои ожидания, обязательно рекомендую всем профессионалам! »- Вера, 25 лет.

Губная гармошка выбрана. Как на ней играть?

Постановка рук

Красивое звучание губной гармошки во многом зависит от правильного положения рук.

Держите инструмент левой рукой. Справа соответственно они направляют поток звука. Между ладонями образуется своеобразная камерная полость, с помощью которой можно добиться различных эффектов, закрыв и раскрыв руки.

Положение губ

Средство должно быть плотно обернуто вокруг губ, но так, чтобы средство касалось не внешней стороны губ, а слизистой оболочки. Просто вдавливать гармошку в рот не правильно.

Дыхание

Гармошка издает одинаковый звук при вдохе и выдохе. Следовательно, необходимо усвоить, что для правильной игры необходимо дышать через инструмент, так как результаты не могут быть получены путем вдыхания и втягивания воздуха. Еще одно важное условие равномерного, достаточно сильного и красивого звучания губной гармошки — дышать диафрагмой, что тоже придется учиться и постоянно уважать. Мышцы щеки и рта в этом процессе не участвуют.

Прямое положение головы и расслабленные щеки, язык и горло обеспечат равномерный и сильный поток воздуха в инструмент.

Принцип извлечения нот и аккордов

Взять аккорд на гармонике намного проще, чем сыграть одну ноту, поскольку звуковая последовательность инструмента построена таким образом, что три соседних отверстия образуют созвучие.

Если необходимо сыграть отдельные ноты, отверстия, расположенные рядом с нужной, следует перекрыть языком или губами. Неслучайно считается, что 90% успеха аккордеониста зависит от хорошего владения языком. В начале тренировки можно попытаться помочь себе, плотно прикрыв пальцами уголки рта.

Специальные техники и приемы

Играя на губной гармошке, вы можете создавать множество различных техник и эффектов, но наиболее распространенными являются:

  • тремоло — дрожащий звук, воспроизводимый вибрацией губ или с помощью ладоней;
  • полоса — изменение техники дыхания, при котором меняется сила звукового потока и его направление, меняется высота ноты;
  • трель — за счет движения головы (не гармошки и не рук) происходит быстрое чередование пары соседних нот;
  • слайд (скольжение) или, другими словами, глиссандо — плавный переход нескольких нот по созвучию;
  • drop-off — это техника, противоположная глиссандо, при которой прокрутка происходит без фиксации нот в конце.

Как научиться играть одну ноту, блокировка языком и губами

Чтобы научиться играть мелодии на аккордеоне, вам не нужно использовать элементарный метод блокировки отверстий указательными пальцами для получения звука. Вместо этого вы будете использовать три способа, то есть техники — методы установки языка и губ, связанные с аккордеоном: свист, язычок, U-образный замок.

Техника воспроизведения одной ноты

Прежде всего, начинающие аккордеонисты учатся играть на ноте. Этому очень легко научиться, но в то же время он ограничивает.

Для его воспроизведения вам потребуется:

  • Сожмите губы, как будто вы насвистываете.
  • Прижмите гармошку к губам и удерживайте ранее принятое положение губ. Губы должны быть сжаты, но не напряжены.
  • Определите пятое отверстие на губной гармошке, сфокусируйтесь на этой области губы, вдохните и выдохните. Направьте воздушный поток от диафрагмы через сжатые губы прямо в пятое отверстие. Если ваши губы находятся в правильном положении, вы услышите чистый звук, который будет лишь пометкой.

Сначала может показаться трудным воспроизвести звук одной ноты таким способом, но со временем это станет все легче и легче. После того, как вы научитесь воспроизводить отдельные ноты, попробуйте сыграть мажорную гамму вверх и вниз. Когда вы играете одну ноту, держите губы в том же положении, что и губная гармошка.

Плюсы и минусы этой техники:

Для Против
  • Это самый простой способ для начинающих научиться играть короткие мелодии, состоящие из отдельных нот.
  • Этот метод позволяет языку использовать эту технику в будущем для различных эффектов, таких как «сворачивание».
  • Звуки, производимые при сморщивании губ, не звучат так громко и громко, как звуки, издаваемые методом фиксации языка.
  • Очень сложно найти правильное положение для губной гармошки, чтобы добиться хорошего звука.

Метод блокировки языком


Губы и язык используются для блокировки языка. Они изолируют отверстия от звука. Опытные аккордеонисты поддерживают эту технику блокировки, так как это самый простой способ настроиться от ноты к аккорду.

Чтобы создать блок с языком, вам необходимо:

  • Поднесите губную гармошку к губам. Он должен быть как можно более глубоким, но при этом позволять вам нормально дышать.
  • Сделайте 4 отверстия (1-4), чтобы прикрыть губы).
  • Высуньте язык, надавите и переместите его в угол, чтобы он закрыл 1-2-3 отверстия. Создайте пространство для воздуха вокруг четвертого отверстия с помощью правого края губ.
  • Вдох-выдох. В этом положении язычка воздух будет проходить только через открытое отверстие. Если вы пытались издать похожий звук, но он не получился чистым, расслабьте язык и попробуйте еще раз. Если на этот раз не сработало, сузьте губы так, чтобы язык закрыл только два отверстия.

В этой позиции блокируются первые три звука и воспроизводится четвертый, но вы можете делать то же самое и наоборот. Постарайтесь закрыть языком 2-3-4 лунки, первую оставьте открытой и сделайте первый звук.

Плюсы и минусы этой позиции:

Для Против
  • Это наиболее эффективный способ переключения между индивидуально звучащими нотами и аккордами.
  • Поскольку губная гармошка плотно прилегает к губам, звук получается очень хорошим.
  • Гораздо труднее научиться играть одну ноту с замком языка, чем сжимая губы.
  • Этот метод звукоизоляции очень сложно применять при использовании таких приемов, как «сгибание».

U-блокировка

Этот метод требует сложения языка в букву. Затем вы используете правую и левую стороны язычка, чтобы заблокировать самые внешние отверстия. Этот метод включает в себя предыдущие методы: технику игры на ноте губами и метод запирания языка.

Гармошку необходимо поместить между губ, язык должен быть сформирован. Такое положение языка увеличивает поток воздуха, и, следовательно, производимый звук становится более звучным. Если у вас возникли проблемы с использованием техники языковой блокировки, попробуйте эту.

  • Зажмите губную гармошку. Использовать? замок, не вставляйте гармошку так глубоко, как когда она фиксируется язычком. Ваши губы должны закрывать 3 отверстия.
  • Вставьте кончик языка в отверстие, в которое хотите поиграть.
  • Сформируйте букву «u» языком так, чтобы ее края перекрывали отверстия справа и слева, а центральное отверстие было открыто.
  • Вдохните и выдохните в пятом отверстии.

Как только вы сможете воспроизвести звук в пятом отверстии, используя эту технику, попробуйте плавно перенастроить его на шестое, а затем обратно на пятое. Практикуясь таким образом, вы скоро научитесь играть мелодии вверх и вниз.

Плюсы и минусы этой техники:

Для Против
  • Этот метод упрощает воспроизведение отдельных звуков.
  • Но издавать громкие звуки не так-то просто.
  • На аккордах легче играть с язычком, чем на U-образных.

Как научиться играть на губной гармошке

Прежде всего, нужно правильно выбрать инструмент. Для начинающих подойдут гармоники с тональностью до мажор, десятилуночной диатонической гаммой. Чаще всего для обучения игре выбирают губную гармошку Honer Marine Band, но можно использовать и инструменты других компаний.

Чтобы оценить свою игру и увидеть свой прогресс на уроках, вам понадобится какое-то устройство для записи звука, например диктофон или видеокамера.

Научитесь лучше играть перед зеркалом. Зеркало поможет оценить правильность исполнения, например, при игре необходимо двигать инструментом, а не головой.

Чтобы получить хорошие результаты от занятий, нужно запастись терпением и временем. Лучше заниматься недолго, но регулярно, чтобы не потерять приобретенный навык.

Знакомство с инструментом — в этом видео.

Первые шаги в игре

Для начала нужно правильно взять инструмент. Для этого цифры над отверстиями должны быть обращены к ученику. В этом случае низкие ноты будут справа, а высокие — слева. Если вы одновременно дунете в три отверстия для гармошки, вы получите аккорд до мажор.

При игре на губной гармошке до мажор в основном используется выдох, называемый игрой первой позиции или «прямой гармоникой». Игра подходит как для простых мелодий, так и для исполнения популярной музыки. Таким образом, для любой мажорной мелодии вы можете импровизировать на гармонике, не выходя за центральные отверстия, но правильная тональность инструмента будет обязательным условием.

Для блюзовых мелодий вам нужно научиться играть на второй позиции или на «скрещенном аккордеоне». Во второй позиции записи следует делать в основном во время вдоха, используя первые пять отверстий инструмента. В результате этой техники гармоника звучит не в тональности, а в более высокой квинте. То есть, если гармоника настроена в тональности до мажор, то во второй позиции игры тональность соль мажор.

Помните следующее:

  1. Первая позиция «прямой аккордеон» заключается в игре преимущественно на выдохе, на центральных отверстиях инструмента. Эта техника используется для создания народных импровизаций.
  2. Вторая позиция «кросс-аккордеон» заключается в игре преимущественно на вдохе, на первых пяти лунках инструмента. Эта техника используется для блюзовой импровизации.

Чтобы освоить исполнение нот, необходимо научиться правильной артикуляции губ. Самый простой способ начать обучение — взять аккорд:

  1. Поднести гармошку ко рту нужно так, чтобы четвертая, пятая и шестая дырочки находились между губами и выдохом; вы получите аккорд из трех нот: это первый номер аккорда. 1.
  2. Чтобы получить второй аккорд, вам понадобятся пять, шесть и семь дырок между губами. Снова выдохните и получите второй аккорд No. 2 из трех нот.
  3. Третий аккорд — это второе, третье и четвертое отверстия губной гармошки. Поднесите гармошку к губам и выдохните: получился третий аккорд No. 3.

Выучив по очереди эти три аккорда, можно приступать к упражнениям:

  • п. 1, вып. 1, вып. 2.
  • п. 2, вып. 2, вып. 2.
  • п. 1, №2, пауза, №1.
  • п. 1, вып. 2, вып. 2, вып. 1 п. 2, вып. 2, вып. 1 перерыв n. 1, вып. 2, вып. 2, вып. 1 п. 2, вып. 2, вып. 1.
  • п. 3, пауза, n. 3, вып. 1 п. 3, пауза, n. 3 п. 2, перерыв, п. 1 п. 3, вып. 1, вып. 2.

Запомнив договоренности, можно переходить к дальнейшему обучению.

Критерии выбора инструмента

Для тех, кто хочет научиться губной гармошке с нуля, очень важно выбрать подходящую из множества.

Диатоническая губная гармошка имеет следующие преимущества:

  • В Интернете есть множество учебных курсов и материалов по этому типу гармоник, так что вам будет легче научиться самостоятельно.
  • Основные уроки диатоники могут быть полезны при игре на разных инструментах.
  • Большинство джазовых композиций исполняются в диатонической гамме.
  • Вы можете использовать разные звуковые эффекты.

Предпочтение следует отдавать металлическим разновидностям, так как они более прочные и гигиеничные. Пластиковые и деревянные модели быстро изнашиваются.

Техника U-блокировки

При обучении игре на губной гармошке вы можете использовать простую технику под названием U-Lock. Он основан на том, что для игры необходимо сложить язычок на букву «U». Таким образом, правая и левая стороны языка закроют самые внешние отверстия, а затем заблокируют их, чтобы вы могли извлечь желаемый звук из одного из них.

Чтобы освоить эту технику, вам необходимо:

  1. Возьмите гармошку на губы так, чтобы они закрывали только три дырочки;
  2. Кончик языка должен располагаться на отверстии, из которого должен быть извлечен звук;
  3. Лоскут нужно закатать на букву «U» и таким образом закрыть два крайних отверстия. В этом случае центральное отверстие должно быть открытым. Вдыхайте воздух и выдыхайте его губами, направляя его поток в центральное отверстие.

Многим эта техника усваивается легче, чем метод свистка. Когда вы можете легко воспроизвести звук в одном отверстии, попробуйте перейти к другим.

Оцените статью
Блог о музыкальных инструментах