Примеры использования инструмента в русской и зарубежной классической музыке
С начала 18 в. Гобой стал очень популярным как в сольной музыке, так и в ансамблевой и оркестровой музыке. С тех пор фестивали активно фигурируют в десятках композиторов разных стран и эпох. Единственное исключение — эпоха романтизма, где предпочтение отдается фортепиано и скрипке. Гобой в основном используется для изображения пасторальных изображений; этому способствует тембр, который по звучанию похож на пастушью флейту.
Для этого инструмента писали огромное количество композиторов: Моцарт, Бах, Вивальди, Гендель, Марчелло, Гайдн, Бетховен, Беллини, Пуленк, Телеман, Сен-Санс, Штраус, Чайковский, Римский-Корсаков, Мусоргский и др джаз и даже рок, но из-за несогласованности тональных качеств он не получил широкого распространения в этих стилях.
История происхождения
Появление гобоя относится примерно к третьему тысячелетию до нашей эры. К его самым старым «родственникам» относятся различные тростниковые инструменты, такие как зурна, дудук, волынка, читирик и другие.
Первые иллюстрированные свидетельства существования таких инструментов, найденные археологами, относятся к Месопотамии, Вавилону, Древней Греции (древний предок древнегреческого гобоя назывался «авлос»), Риму («большеберцовая кость») и Египту («мизмар»).). Интересно, что это были не просто деревянные трубы, а инструменты с двойной тростью. Некоторые из них состояли из двух труб, звук которых воспроизводился одновременно: одна воспроизводила мелодию, а другая воссоздала звук «аккомпанемента» или «бурдона». Впоследствии тот же принцип игры был применен и на волынке.
Эволюция гобоя в периоды различных исторических эпох
Шалмей — гобой эпохи Возрождения. Он отличался большой длиной и способом изготовления — из цельного куска дерева. Это предшественник таких инструментов, как кромморн, чиарамелла, далсаин, бомбард и т.д.
В 17 веке известные французские мастера решили усовершенствовать инструмент, в результате чего корпус разделился на три части. Размещение отверстий было сделано более точным и правильным, и было добавлено несколько дополнительных клапанов. Так родился «барочный гобой», созданный Филидором и Оттером. Эпоха барокко считается «золотым веком» инструмента, так как все крупнейшие композиторы того времени писали сольные и ансамблевые партитуры для гобоя.
Конец 18 — начало 19 века — период классического гобоя. В это время его диапазон расширился до нот третьей октавы, количество клапанов немного увеличилось, но общий дизайн остался неизменным.
Во второй половине 19 ст. Теобольд Бем улучшил механику деревянных инструментов, создав кольцевые клапаны, в которых можно одновременно закрыть несколько отверстий, после чего Франсуа и Л. Лаурет адаптировали эту систему специально для гобоя.
Инструменты, относящиеся к семейству обо:
- Мюзетта (малая);
- Гобой любви;
- Альт (английский рожок);
- Гобой баритон.
Интересен тот факт, что по своей конструкции этот инструмент всегда настроен правильно, поэтому при отсутствии камертона оркестр настраивается «под гобой», а точнее — под свою «ля» первой октавы.
Гобой не совсем подходит для джаза, рока и других современных стилей, но классика — его стихия. А если вам нужно изобразить в звуках музыки идиллические портреты природы, то гобой отлично справляется с этой задачей, завораживая мягкостью, простотой и особой прелестью своего звучания.