Гусли
Сергей Плотников: «У меня два любимых инструмента: гусли и колесная лира. Гусли — инструмент, на котором может играть практически любой человек. Вы можете петь духовные стихи, добавлять эпические стихи, исполнять настойчивые танцы, мелодии или просто играть музыку. Не все современные песни подходят для арфы, но песни Виктора Цоя звучат хорошо.
Популярные гусли были трех видов: лировидные, крыловидные и шлемовидные. Самая старая версия — гусли в форме лиры, вышедшие из употребления в 14 веке. У них небольшое количество струн — 5-6 штук и не очень широкий диапазон звуков. Садко, Ставр Годинович, Добрыня Никитич — все эпические герои, по идее, должны были играть на лировой арфе. Затем появились крылатые гусли, которыми люди пользовались до 1980-х годов. Снаряды для шлемов были очень популярны в фильмах и фильмах. Но они принадлежали к народным традициям марийцев и чувашей. В русской народной традиции крылатые гусли считались, а шлемовидные считались орудием дворянского общества, поэтому крестьянами они не использовались.
Раньше, когда еще не умели делать проволоку, для гуслей использовали кишечные и венозные канатики, а шпагатом служил скрученный конский волос. Потом струны стали металлическими, они звучат намного громче. Кстати, в средние века при исполнении танца громкость была одним из главных достоинств инструмента.
Колесная лира
Лира на колесах — очень особенный и интересный музыкальный инструмент. Скорее всего, он появился в Центральной Европе в X-XI веках. Либо во Франции, либо в Испании. Изначально на инструменте играли два человека, клавиши располагались не внизу, как сейчас, а вверху: один поворачивал ручку, а другой играл музыку.
В России первые сведения о колесной лире относятся к 17 веку.
Пик популярности — 19 век. Лирники — своеобразные философы, они исполняли исключительно духовные стихи и евангельские рассказы, библейские притчи, стихи об отделении души от тела, о загробной жизни. Есть пластинка XIX века, где лировиста спрашивают: «Все грустные песни, знаете ли вы что-нибудь повеселее?» Он говорит: «Знаю, но играть не буду, потому что там все пусто».
Гармонь
На фестивале «Живая Старина» в Ростове Великом
Этот самобытный народный музыкальный инструмент появился в середине 19 века.
На территории России насчитывается 50 видов аккордеонов. Внешне все они похожи, но имеют разное строение и разное звучание. Каждая провинция пыталась изобрести свою собственную версию аккордеона или переделать существующий инструмент для своей собственной игровой традиции. В основном их покупали, чтобы играть на свадьбах. Аккордеон был самым дорогим инструментом. Было даже такое понятие, как «цена аккордеона». Спросили Ельца: «Сколько стоит аккордеон?» Продавец ответил: «30 свадеб». Сопровождение свадьбы аккордеониста стоит 10 рублей. Я работал на 30 свадьбах и заплатил за аккордеон.
Гудок
Худки, а также гусли и домры в средневековых письменных источниках часто назывались церковниками «демоническими сосудами». Есть упоминание о немецком путешественнике Адаме Олеарии, который пишет, что в Москве во время правления Алексея Михайловича было собрано, вывезено на Болотную площадь и сожжено пять плавучих музыкальных инструментов. В письменных источниках часто встречаются гневные отзывы священников о музыкальных инструментах, сопровождавших осуждаемые церковью действия. Главное, чтобы все инструменты сохранились до наших дней. Интересна история Якоба фон Стеллина, немца, жившего в Санкт-Петербурге в 18 веке. Он пишет, что рог — это орудие мафии. В XVII веке в Санкт-Петербурге рог был популярен среди моряков и солдат. Крестьяне активно использовали рог еще в 18 веке. И этим инструментом тоже пользовались дураки.
Шуты, кстати, были очень предприимчивыми мальчишками. Они ходили группами по 60-100 человек во двор к боярину или зажиточному крестьянину, беспрекословно устраивали зрелище и просили денег. Если кто заказывал их концерт — им было все равно, спектакль давали.
Домра
До наших дней сохранились все музыкальные инструменты, физически не сохранился только один: старинная русская домра.
Домра широко использовалась скоморохами в России в XVI-XVII веках как сольный и ансамблевый инструмент («басовая» домра), но начиная с XV века, после ряда церковных и государственных указов (один из них — 1648 г. Царь Алексей Михайлович, «Об исправлении нравов и разрушении суеверий») преследовали шутовство, разрушали и забывали домры.
Сегодня домристы играют на «новом» инструменте.
Балалайка
После того, как домра вышла из строя, в России появилась балалайка. Мы привыкли видеть современную (Андреевскую) балалайку и не можем представить, чтобы она когда-то была совсем другой. Родоначальником нашей балалайки, скорее всего, является калмыцкая домбра — двухструнная балалайка с очень длинной шеей, на которой играет одна из струн. Это звучало больше в азиатском стиле.
Со временем россияне укоротили шею и добавили третью веревку. Балалайка в народном варианте появилась в конце 17 века. Якоб фон Стелин пишет, что редко можно встретить на заднем дворе фермера, играющего свои мелочи для девочек на заднем дворе на этом антихудожественном музыкальном инструменте. Инструмент был в продаже, его можно было купить в любом магазине или сделать самому.
Рожок
Владимирский рожок — очень сложный музыкальный инструмент, звук из которого извлекается губами. Длинная трубка издает тихий звук. Отверстия поднимают ноты. Устройство инструмента очень простое: на трубе с пятью отверстиями можно играть в самых разных вариациях, это уже зависит от навыков игрока. Не зря пастухам, трубившим в рог, платили больше, чем тем, кто не умел трубить в рог. Так что был большой материальный стимул.
Жалейка
«Музей забытой музыки» на фестивале «Времена и эпохи» 2014 г
Вы помните, что Валентина Толкунова пела: «Где-то жалобный крик…»? И этот инструмент тоже есть в мультфильме «Князь Владимир». Но вообще о жалости слышали только те, кто занимается фольклором.
Некоторые говорят, что название инструменту было дано потому, что оно звучит жалко. Другие добавляют, что на кладбищах давили кляп, так что она жалкая. Центральная часть орудия — бочонок с люфтом — получила название посоха. У этого музыкального инструмента много названий. В Курской и Тверской областях инструмент назывался рожком (на конце делался рог для усиления звука), в Воронежской и Белгородской областях его называли пикук.
Калюка
Калюка — это трубка на травах или гармоническая флейта. Все мы в детстве свистели в этих трубах. Калюку делают из любой дуплистой травы: дягиля, кокорыша. Тонкая струя воздуха, падающая на острый край, отсекается и получается свист. Дуваем тихо — звук тихий, дуем сильно — звук громкий. Внизу дырочки. Такой простой инструмент носили в ночное время, чтобы пасти лошадей. Они пошли на покос под аккомпанемент его звуков. Долго добирались до поля, и чтобы не было скучно, трубы перерезали: играли, косили, поехали домой — и выбросили. Сезонный инструмент. Трава — популярный вариант, и сейчас делают пластик. Принцип тот же, но играть проще.
Кугиклы
Самый старый свистковый инструмент, разновидность многотрубной флейты. Он уникален своей простотой и производительностью. Он состоит из пяти клееных трубок, сделанных из тростника или петухов, а также дерева, металла или пластика. В русской традиции каждая трубка на кугиклы имеет свое название: «гудок», «поддудень», «середина», «подпятушка» и «пятушка». Считается, что это женский музыкальный инструмент, на котором играет ансамбль из трех или четырех артистов. Когда они играют на кугиклах, они издают звуки, похожие на звук трубочек в голосе. Средство было особенно популярно в Брянской, Курской и Калужской областях.
ОРКЕСТР
В Древней Греции оркестром (оркестром) было место перед сценой, на котором размещался хор во время исполнения трагедий.
Много позже, в период расцвета музыкального искусства в Европе, большие группы музыкантов, вместе исполняющих инструментальные произведения, стали называть оркестром. В ансамблях участвовали самые разные инструменты.
Состав оркестра долгое время не был постоянным. Как правило, у богатой знати были оркестры. Именно от богатства и вкусов хозяина зависело количество музыкантов и выбор инструментов.
В наше время, пожалуй, сложно найти человека, который никогда не слышал звука симфонического оркестра. Симфонический оркестр исполняет симфонии и сюиты, симфонические стихи и фантазии, иногда сопровождает действие в фильме, участвует в исполнении опер и ораторий, соревнуется с солистами в инструментальных концертах.
Группа ударных в оркестре не имеет постоянного состава. Во всяком случае, сюда входят те инструменты, которые фигурируют в партитуре исполняемой оперы. Только барабанные перепонки — незаменимый участник любого концерта.
Есть пьесы, написанные специально для духового оркестра, но они часто исполняют симфонические пьесы, переорганизованные для духового оркестра. Есть также произведения, в которых вместе с симфоническим оркестром предусмотрено участие духового инструмента, как, например, увертюра Чайковского «1812».
Волынка
Все уверены, что это традиционный шотландский инструмент. А в Шотландии и Ирландии его называют волынкой. У каждого народа есть своя волынка. У французов есть мюзет, у испанцев — гаита, у украинцев — коза, у белорусов — дуда. Описание русских волынок было в деревнях с 19 века, но русские волынки не сохранились до наших дней.