ТЕХНИКА

История создания самого первого электромузыкального инструмента, ставшего точкой отсчета для электронной музыки.

Sounds начинает публиковать серию материалов об электрических музыкальных инструментах, созданных в 20 веке и влияющих на звучание современной музыки. Первая история касается изобретения нашего соотечественника Льва Терменвора, создавшего терменвокс в 1919 году.

История Льва Термена

Потомок гугенотов из Франции, Лев Сергеевич Терменвокс был наполовину музыкантом, наполовину инженером. Родился в 1896 году в Санкт-Петербурге, еще в спортзале он серьезно увлекся физикой: интересовался вопросами оптики и ионизации воздуха. Продолжая заниматься физикой, юноша решил заняться вторым увлечением, поступив и через два года окончил консерваторию по классу виолончели.

Во время Первой мировой войны Терменвокс не ушел на фронт: сначала его отправили на шестимесячные инженерные курсы, затем он служил в Царском Селе на самой мощной радиостанции того времени — Царскосельской. В 1917 году Лев Термен присоединился к большевикам. Во время наступления армии белого генерала Юденича на Петроград сотрудники радиостанции под руководством Термена демонтировали оборудование и взорвали антенну — была опасность, что Юденич мог объявить по радио, что он предположительно захватит Петроград.

Под руководством будущего советского академика Иоффе Лев Термен продолжил научную деятельность — и в 1919 году появилось изобретение, впоследствии прославившее его имя во всем мире. Это был электронный музыкальный инструмент, который сам изобретатель назвал терменвоксом. Оказалось почти случайно: Терменвокс сделал прибор для изучения свойств газов, внутри которого находился конденсатор. Как оказалось, прибор фиксировал не только изменение состояния газа, но и реагировал на приближение руки исследователя к конденсатору.

Первые демонстрации инструмента состоялись в октябре-ноябре 1920 года. Два года спустя инструмент был показан Ленину в Кремле. Ильич очень одобрил изобретение и даже попытался сыграть на нем простую мелодию: «Жаворонок» Глинки. Увы, развитие электронной музыки не входило в число приоритетов правительства рабочих и крестьян, эта тема не интересовала на государственном уровне.
В конце 1920-х Термен получил разрешение на поездку в Европу и Соединенные Штаты, где он запатентовал свой инструмент и начал показывать его публике. Демонстрация терменвокса неизменно собирала аншлаг — такой прием, да еще из страны большевиков, был диковинкой. Многие музыканты, композиторы и звезды кино (в том числе Чарли Чаплин) попробовали свои силы в игре на терменвоксе, а известный физик Альберт Эйнштейн, игравший на скрипке, исполнил классические произведения в дуэте с изобретателем.

Ритмикон и Терпситон:

В США Лев Термен в сотрудничестве с композитором Генри Коуэллом также построил первую в мире ритм-машину. Инструмент «Ритмикон» может воспроизводить до шестнадцати ритмических паттернов. Коуэлл написал несколько композиций для «Ритмикона» с оркестром и различными инструментами, но затем потерял к нему интерес. Ритмикон не пошел в производство и был забыт на многие десятилетия.

Лев Термен вскоре подружился со своей молодой ученицей, эмигранткой и бывшей скрипачкой Кларой Райзенберг. Он стал солистом первого концерта для терменвокса с оркестром (Philadelphia Symphony), специально написанного дирижером Леопольдом Стоковски.

Прошло время, и Термен создал модификацию танца терменвокса — «терпситон». Изобретение представляло собой гибрид танцпола и терменвокса, а музыка создавалась движениями исполнителей. Позже нечто подобное Люк Бессон и Фредерик Гарсон показали в фильме «Танцовщица», главная героиня которого, немая танцовщица Индия, исполняет свой номер в финале на специальной сцене, создающей звуки из ее движений.

Терменвокс оставался в США более десяти лет: давал концерты, знакомился с результатами техники и науки, работал в лабораториях, пока в 1938 году по требованию советских властей не вернулся в СССР. Практически сразу его подавили. Его домашнюю мастерскую разграбили, а самого изобретателя сослали в поля. Термен отбывал срок сначала в Магадане, затем был переведен в Москву — к авиаконструктору «шарашка» Туполеву. В 1947 году Терменвокс был освобожден и реабилитирован, после чего даже получил Сталинскую премию за свой труд. Многие годы Термен работал в государственных учреждениях: в конце 1920-х он разработал систему видеонаблюдения, предназначенную для использования в периметрах безопасности лагерей для политических заключенных. Затем он разработал системы безопасности и сигнализации, подслушивающие устройства. Один из его «багов» — златоустовский эндовибратор — много лет успешно работал в офисе посла США в Москве. Принцип терменвокса был встроен в систему безопасности, которая реагирует на изменения объема комнаты, например, из-за входа в нее «гостя». Этот принцип до сих пор используется в системах безопасности.

В 1960-х Термен был уволен из консерватории из-за статьи в New York Times. Его критик Гарольд Шенберг увидел терменвокс в столице и, обрадовавшись (все думали, что терменвокс умер в поле), написал статью об этой встрече. Мастерскую терменвокса разрушили, все инструменты разбили топором и выбросили в мусорное ведро. Следующие двадцать пять лет Термен работал в акустической лаборатории МГУ механиком 6-го класса. Он медленно работал над своими терменвоксами: некоторые он восстановил, некоторые усовершенствовал, даже изобрел тот, в котором звук через систему фотоэлементов рождался именно от внешнего вида музыканта.
Незадолго до смерти Термен вступил в Коммунистическую партию. На вопрос «почему» он ответил, что дал такое обещание Ленину. Лев Сергеевич не дожил три года до своего 100-летия, скончавшись в 1993 году.

Как это работает

Принцип работы терменвокса прост, как и все гениальное. Берутся два генератора, к каждому из которых подключается антенна. Прямая вертикальная антенна отвечает за тональность звука, горизонтальная подкова — за его громкость. Генераторы генерируют высокочастотные электрические колебания, которые можно увеличивать или уменьшать, поднося руку к антенне (таким образом изменяя параметры электромагнитного поля). Затем сигналы от обоих генераторов микшируются для получения звука.

Звук терменвокса — это классическая элементарная синусоида — чистая, плавная и выразительная, которая очень похожа на человеческий голос. По этой причине врачи иногда рекомендуют играть на терменвоксе при физических и психических заболеваниях.

Терменвокс считается эталоном электронной музыки и первым электромузыкальным инструментом. Единственный недостаток изобретения терменвокса связан с человеческим фактором: поскольку в инструменте нет ладов или клавиатуры с ладами, для точного исполнения от исполнителя требуется почти абсолютный музыкальный слух. Также терменвокс — это монофонический инструмент. Кстати, принцип управления инструментом используется на некоторых современных рабочих местах, оснащенных бесконтактными инфракрасными датчиками. Они позволяют изменять высоту звука в реальном времени движением руки (как в синтезаторе Roland Juno D)

Где можно услышать терменвокс

Терменвокс с его характерным вибрато встречается в произведениях разных жанров: Дмитрий Шостакович использовал его в своей музыке к фильму «Наедине» (с тех пор изобретение Терменвора часто звучало в фильмах), Джимми Пейдж играл на концертах Led Zeppelin » Whole Lotta Love »и« No Neighborhood ». Этот инструмент присутствует на нескольких записях Beach Boys, Rolling Stones и Pink Floyd. Его используют в своей музыке самые известные люди — от Жана Мишеля Жарра до Тома Уэйтса и даже Мумий Тролль. На терменвоксе также прозвучала основная тема из серии «Доктор Кто.
Пионеры космического рока и психоделии — американская группа Lothar and the Hand People была одной из первых в роке, использовавших терменвокс в качестве основного инструмента, сказав всем, что они «первая группа в мире, которую возглавляет не музыкант», а музыкальный инструмент».

Но, пожалуй, самая значительная часть записей, сделанных на терменвоксе, связана с именем Лидии Кавиной. Кавина начала осваивать инструмент в девятилетнем возрасте под руководством самого двоюродного брата ее деда Термена. Она записала на инструменте много классической музыки, ее пригласили в Голливуд для записи партий к саундтрекам к фильмам Тима Бертона и Дэвида Кроненберга. Что наиболее важно, Кавина продвигает новую экспериментальную музыку для терменвокса, выступая в Европе и США.

Некоторые немузыкальные факты о Льве Термене:

  • разработаны системы сигнализации для тюрем Синг-Синг и Алькатрас
  • работал над технологиями распознавания речи, замораживания человека, занимался военной гидроакустикой
  • вместе с Сергеем Королевым в шарашке разрабатывал радиоуправляемые дроны
  • изобрел систему очищения и омоложения крови, которая за 1 год позволила омолодить 4 человека
  • в 1926 году он создал прототип телевизионной системы с экраном 1,5 х 1,5 м и разрешением 100 строк

Жизнь Льва Термена была сложной и необычной. Многие из тех, кто его знал, говорили, что он был провидцем, гением, на века предвидевшим свое время. Однако все изобретения терменвокса, несмотря на весь их футуризм, по-прежнему основаны на открытиях, сделанных в физике на рубеже веков. Терменвокс был ученым, который помог воплотить в жизнь целый класс «волновых» инструментов. Его имя навсегда останется синонимом дальновидного подхода к музыке.

Терменвокс в кино

Советское кино начало использовать терменвокс в 1940-х годах. Одним из первых фильмов, в которых он был услышан, был «Комсомол — начальник электрификации». Константин Ковальский исполнил партии терменвокса для советских фильмов. Из более поздних фильмов этот инструмент хорошо узнаваем в фильме «Иван Васильевич меняет профессию» — здесь терменвокс имитировал звуки машины времени.

Не остался в стороне и Голливуд: моду на терменвокс ввел Хичкок, когда в 1945 году он впервые использовал саундтрек к своему фильму «Зачарованные», исполненный с помощью этого необычного инструмента. Кстати, за эту музыку фильм получил «Оскар».

С этого момента звук терменвокса ассоциируется у зрителя с чем-то потусторонним, таинственным и космическим. Эти ассоциации успешно использовали создатели фильмов «День, когда Земля остановилась» и «Она пришла из далекого космоса». Здесь и терменвокс справился со своей задачей — создать мрачную или потустороннюю атмосферу для этого инструмента не составило труда.

Принцип работы Терменвокса

Самый фантастический музыкальный инструмент - терменвокс

Вы удивитесь, как это работает, потому что в этом инструменте нет клавиш и струн, есть только две антенны. Не зря его часто называют самым фантастическим устройством для извлечения звука. Его еще называют магией, и это оправдано. Музыканту, которому он принадлежит, кажется, принадлежит не музыка, а магия. Представьте себе, что музыкант подобен фокуснику, жестом руки он рождает музыку. Подводя руки к антеннам, не касаясь их, меняют частоту и громкость инструмента, именно благодаря этим движениям появляется музыка. С помощью электрических импульсов, звука и интонации музыки ноты становятся тонкими и чувственными. Впервые разработчик представил свое творение на VIII Всероссийском электротехническом съезде в 1921 году.

История создания

Изобретатель терменвокса Лев Сергеевич Терменвокс — музыкант, ученый, основоположник электроники, оригинальная личность, окруженная множеством голосов. Его подозревали в шпионаже, его уверяли, что созданный им музыкальный инструмент был настолько странным и мистическим, что сам автор боялся играть на нем.

Лев Термен был из дворянской семьи, родился в Санкт-Петербурге в 1896 году. Учился в консерватории, стал виолончелистом, продолжил обучение на физико-математическом факультете. Во время Первой мировой войны Лев Сергеевич работал инженером связи. После войны он занимался наукой, изучением электрических свойств газов. Затем началась история музыкального инструмента, который получил свое название от имени создателя и термина «vox» — голос.

Изобретение увидело свет в 1919 году. В 1921 году ученый представил инструмент широкой публике, вызвав всеобщую радость и изумление. Льва Сергеевича пригласили к Ленину, он сразу приказал отправить ученого с музыкальным изобретением в турне по стране. Ленин, в то время увлеченный электрификацией, видел в терменвоксе инструмент для распространения политических идей.

В конце 1920-х Термен уехал в Западную Европу, затем в США, оставаясь советским гражданином. Говорили, что под видом ученого и музыканта его послали шпионить, чтобы обнаружить научные разработки.

Изобретатель терменвокса - Лев Терменвокс
Лев Термен со своим изобретением

Необычный музыкальный инструмент за границей восхищал не меньше, чем дома. Билеты в театр у парижан закончились за несколько месяцев до выступления ученого-музыканта. В 1930-х годах в США Термен основал компанию Teletouch по производству терменвокса.

Поначалу бизнес шел хорошо, но вскоре потребительский интерес угас. Оказалось, что для успешной игры на терменвоксе необходим идеальный музыкальный слух, даже профессиональные музыканты не всегда могли справиться с инструментом. Чтобы не потерпеть неудачу, компания начала производить системы охранной сигнализации.

Как устроен терменвокс

На терменвоксе играют руками в воздухе, не касаясь инструмента. Мелодия становится слышимой из-за того, что исполнитель изменяет емкость электромагнитного поля, окружающего терменвокс. В его классическом варианте нет струн, ладов, педалей — всего две металлические антенны: горизонтальная отвечает за громкость, а вертикальная — за тон. Чем ближе рука к антенне справа, тем выше звук. Чем ближе к антенне слева, тем сильнее. Интересно, что у прототипа терменвокса была только антенна для регулировки звука и педаль для регулировки громкости. Поэтому терменвокс отверг этот вариант. Для него было важно исключить любого посредника между плеером и звуком, чтобы в классической версии терменвокса не было ничего лишнего.

На выставке в Московском музее «Электрификация. 100 лет плана ГОЭЛРО », вы можете заглянуть внутрь похожего терменвокса, собранного самим Львом Терменом в 70-е годы.

Технические особенности

Самый фантастический музыкальный инструмент - терменвокс

Это был первый случай, когда звук воспроизводился таким образом, поэтому инструмент нельзя было отнести к существующим классам: перкуссионный, духовный или струнный. Принцип терменвокса основан на том, что звук представляет собой колебание музыкального инструмента воздушные токи, создаваемые электромагнитными полями. Берем два генератора и к каждому прикрепляем по антенне. По одной вертикали он отвечает за тон звука, по другой по горизонтали (подкова) — за громкость. Генераторы генерируют высокочастотные электрические колебания, которые поднимаются или опускаются по мере приближения рук к антеннам. Сигналы от обоих генераторов объединяются в один блок и воспроизводится звук. Во время игры на инструменте перемещайте руки, одну или обе, возле антенн. Для достижения равномерной звуковой частоты ладонь можно держать неподвижно, а все манипуляции производить пальцами рук.

Благодаря мягкому, чистому, классическому и выразительному звуку его иногда рекомендуют врачи для лечения психических расстройств.

Но есть и недостаток изобретения, из-за отсутствия ключей исполнитель должен иметь практически идеальную интонацию и хорошую подготовку. Только опираясь на свое ухо, музыкант может зафиксировать положение рук по отношению к инструменту. Благодаря тонкой грани между нотами на терменвоксе можно не только исполнять музыкальные композиции, но и создавать различные звуковые эффекты, такие как свист, пение птиц и другие.

Зарубежные гастроли

Гастроли по советским городам и деревням в 1922 году — далеко не предел концертного расписания Льва Термена. Ему удалось побывать в большинстве европейских столиц и обосноваться в Америке на десять лет, с 1928 по 1938 год. За это время ему удалось запатентовать свой электрический музыкальный инструмент, продать лицензию на право серийного производства версии, упрощенной терменвокс в Radio Corporation of America и познакомился с Чарли Чаплином и Альбертом Эйнштейном. Последний, среди прочего, заявил, что звук, свободно исходящий из космоса, — это совершенно новое явление.

Питер Термен, правнук Льва Терменвора, исполнитель терменвокса, композитор, руководитель школы терменвокса: «У Льва Терменвора много учеников, на терменвоксе играют по всей Америке. Среди спектаклей этого периода выделяются несколько концертов на нью-йоркском стадионе с симфоническим оркестром. Знаменитый дирижер Леопольд Стокский стал большим поклонником изобретений Льва Терменвора, на какое-то время включил терменвокс в свой оркестр. Весь «Электрический симфонический оркестр терменвокса», состоящий из различных музыкальных инструментов, которые он создал, играл в Карнеги-холле».

Пьетро Термено
Пьетро Термено

Какие бывают?

Самый фантастический музыкальный инструмент - терменвокс

На сегодняшний день создано множество типов этого инструмента, которые различаются конструктивно, выпускаются серийно и эксклюзивно. Но классический терменвокс продолжает делать то же самое, стараясь не отклоняться от замыслов, созданных Львом Терменом. Современные терменвоксы основаны на транзисторных генераторах. Но кое-что осталось неизменным: звуковой генератор также чувствителен к вибрациям в пространстве между антеннами, которые создают магнитное поле. Пока терменвокс все еще включен в розетку, кажется, что он производит что-то потустороннее, волшебное, пришедшее к нам из другого мира. На терменвоксе было изготовлено несколько моделей инструмента, но классическая модель получила распространение во всем мире. Изобретение открыло перед его создателем большие перспективы. LSTermen, благодаря фантастическому изобретению, стал очень популярным человеком, давал концерты во многих странах, многие известные люди посетили студию терменвокса. Внук Льва Сергеевича Петр сейчас активно продвигает инструмент. Кроме того, Питер тренируется в игре на терменвоксе и дает концерты по всему миру.

Разновидности терменвокса

Созданы разные виды терменвоксов, различающиеся по дизайну. Устройства производятся партиями и поштучно.

Классический

Первыми был разработан терменвокс, работа которого обеспечивается произвольным движением обеих рук в электромагнитном поле, окружающем антенны. Музыкант работает стоя.

На заре распространения инструмента создано несколько редких классических моделей:

  • копия американского музыканта Клары Рокмор;
  • переводчица Люси Розен, известная как «терменвокс апостола»;
  • Наталья Львовна Термен — дочь создателя музыкального устройства;
  • 2 музейных экземпляра хранятся в Московском политехническом и Центральном музее музыкальной культуры.

Классические примеры наиболее распространены. Активно продаваемая модель принадлежит американскому производителю Moog, который с 1954 года продает уникальный инструмент.

Системы Ковальского

Педальную версию терменвокса придумал музыкант Константин Иоильевич Ковальский. При игре на инструменте исполнитель регулирует тон правой ладонью. Левая рука с помощью блока с кнопками манипуляции управляет основными характеристиками извлекаемого звука. А педали предназначены для изменения громкости звука. Музыкант работает сидя.

Терменвокс системы Ковальски

Вариант педали Ковальски не является распространенным. Но его используют ученики Ковальского — Лев Королев и Зоя Дугина-Раневская, организовавшие в Москве курсы игры на терменвоксе. Студентка Дуниной-Раневской Ольга Миланич — единственный профессиональный музыкант, играющий на педальном инструменте.

Изобретатель Лев Дмитриевич Королев давно экспериментирует с терменвоксом. В результате был создан тершумфон — вариант инструмента, предназначенный для создания узкополосных шумов, характеризующихся яркой звуковой высотой.

Матремин

Странное название получил музыкальный инструмент, изобретенный японцем Масами Такеучи в 1999 году. Японцы любят матрешек, поэтому изобретатель спрятал генераторы внутри русской игрушки. Громкость устройства регулируется автоматически, частота звука регулируется изменением положения ладони. Студенты талантливых японцев устраивают грандиозные концерты с более чем 200 участниками.

Матремин - это своего рода терменвокс

Виртуальный

Современное изобретение — терменвокс для компьютеров с сенсорными мониторами и смартфонов. Система координат отображается на мониторе, одна ось показывает частоту звука, вторая — громкость.

Исполнитель касается монитора в определенных точках координат. Программа, обрабатывая информацию, преобразует выбранные точки по высоте и объему, получая желаемый звук. Перемещение пальца по монитору по горизонтали изменяет высоту звука, а по вертикали меняет громкость.

Где послушать

Самый фантастический музыкальный инструмент - терменвокс

Звук инструмента используется по-разному: на концертах, в фильмах и даже на некоторых современных рабочих станциях. Вы можете услышать, как работает терменвокс в поп- и рок-музыке. Его часто используют в музыкальных театрах и студиях звукозаписи. К 1931 году инструмент уже широко использовался в кинематографе. Начало работы было в СССР, а затем в Голливуде по озвучиванию «сверхъестественных» явлений. Слушатели терменвокса называли инструмент «музыкой сфер», «музыкой воздуха», «небесным инструментом». Терменвокс использовался представителями неоклассицизма и академического авангарда как мелодический инструмент и как инструмент шума. Среди них Богуслав Мартину, Джозеф Шиллингер, Мориц Эггерт, Перси Грейнджер, Анис Фулайхан, Фазил Сэй, Эндрю Норман, Кристофер Ахо и Регис Кампо. Эдгар Варез также написал музыку для терменвокса. Терменвокс, обладающий такой впечатляющей биографией, своим звуком внес много таинственности и загадок в нашу жизнь, хотя многие люди даже не подозревают об этом.

Сила трех

Три женщины-музыканта — Люси Бигелоу Розен, Клара Рокмор и Наталья Термен — внесли огромный вклад в популяризацию терменвокса при жизни его создательницы (Термен прожил 97 лет и умер в 1993 году). Люси Бигелоу Розен часто называют «апостолом» электрического музыкального инструмента, который пропагандировал его использование в 1930-х и 1940-х годах, давая концерты в Европе и США. Виртуоз-скрипач Клара Рокмор познакомилась с терменвоксом и его изобретением в 1927 году. Именно благодаря ее усилиям терменвокс в Соединенных Штатах стал восприниматься как серьезный академический музыкальный инструмент. Многие музыканты до сих пор считают ее единственным виртуозом в истории инструмента. Наталья Термен, дочь Льва Термена, в 1980–1990 годах выступала в России, Европе и Америке с академическим репертуаром. Вместе с отцом состоялось много выступлений: Наталья исполнила музыку Баха, Генделя, Чайковского, Дебюсси, Рахманинова и современную музыку для терменвокса. Сегодня Наталья Львовна продолжает работать на терменвоксе и выступать. Она является куратором Школы терменвокса и президентом Общества терменвокса Санкт-Петербурга.

Наталья Термен, дочь Льва Термена, переводчика терменвокса: «У папы, безусловно, прекрасные отношения с Люси Розен и Кларой Рокмор. Конечно, у этих художников были разные подходы к терменвоксу, и Люси Розен всегда особенно выделялся своим отцом. По его заказу написано много произведений для терменвокса, и пока жемчужиной репертуара является «Фантазия» Богуслава Мартина для терменвокса, гобоя, струнного квартета и фортепиано. Папу всегда интересовала не масса, а более глубокое развитие терменвокса с точки зрения игровых навыков, так как он считал, что высокий потенциал терменвокса еще не раскрыт. Собственно, в этом смысле наша с ним работа и началась. Конечно, это очень кропотливая работа, взгляд моего отца на терменвокс сильно отличается от современных версий инструмента, которые сегодня находятся в свободном доступе».

Оцените статью
Блог о музыкальных инструментах
Adblock
detector