Башкирские музыкальные инструменты: из чего делают курай и как на нем играть

Слайд 2: Курай

У башкир издавна известен музыкальный инструмент — курай. Этот инструмент считается одним из национальных символов башкирского народа. Стилизованное соцветие курая, состоящее из семи лепестков, изображено на гербе и флаге Республики Башкортостан.

Слайд 3

Курай — древнейший и оригинальный инструмент. Ее легко делают сами художники из полого внутри стебля растения (русское название «дягиль» или «дягиль»), в большом количестве произрастающего на территории Башкирии.

Слайд 4: Кубыз

Кубыз (зубанка) — небольшой инструмент с еле слышным звуком. Благодаря этому в прошлом он был орудием башкирки. Башкирка не имела права говорить и петь вслух, а кубыз давал ей возможность выразить свои чувства в музыке. Спокойный и нежный звук кубыза едва слышен — под его звуки можно спокойно петь и танцевать. Зато кубыз настолько мал, что хранить его не составило труда.

Зурна

Еще один башкирский музыкальный инструмент, название которого похоже на название пряности или национального костюма. По сути, это духовой инструмент, во многом похожий на дудук или балабан. Зурна широко распространена не только в Башкирии, но и на Кавказе, на Ближнем Востоке и на Балканах. Однако везде средство имеет свою специфику и секреты изготовления. В Башкирии его принято называть сорнай.

Сорней традиционно делают из рогов животных, в основном крупного рогатого скота, поэтому он имеет относительно небольшую длину — не более 400 мм. Есть виды мундштука и тростниковой зурны. Они отличаются наличием шипа и количеством отверстий. Известно, что мундштук типа зурна широко использовался не только для воспроизведения музыки, но и для сигнализации во время охоты и войн. Особенно полюбился аналог тростника мирным жителям — пастухам и животноводам.

Слайд 5: Думбыра

Думбыра — башкирский щипковый струнный музыкальный инструмент. Думбыра — традиционный инструмент сэсэнсов — башкирских сказочников. Под его аккомпанемент исполнялись эпические и кубические легенды, а также песни

Слайд 6: Мандолина

Мандолина и скрипка — неотъемлемая часть башкирской этномизации. В них играют везде: на каникулах, дома, на любительской сцене и даже на уроках музыки в национальных средних школах. Профессиональной подготовки на мандолине нет, этот инструмент является ярким представителем устного инструментального творчества.

Возникновение башкирских народных музыкальных инструментов

Курай

Курай относится к одному из традиционных духовых инструментов этого народа.

По мнению ученых, его первое изобретение пришлось на каменный век.

Курай относится к одному из видов флейты. В нее играют на открытом воздухе, позволяя звукам распространяться далеко. Как и другие башкирские музыкальные инструменты, курай имеет свою историю названия, которое появилось благодаря зонтичным растениям под названием курай, дягиль и дягиль.

Долгое время этот народный элемент был главным гостем любого праздника. Сегодня курай считается сольным инструментом, который прекрасно звучит. Инструмент имеет пять отверстий, 4 из которых украшают переднюю и 1 заднюю.

Кубыз

Кубыз, курай и другие башкирские музыкальные инструментыСамым древним музыкальным инструментом, а сегодня достаточно распространенным, является кубыз. У него много названий и очень разнообразный внешний вид. Однако единственное, что ему присуще — это особый способ воспроизведения звука.

Благодаря уникальному назначению, в частности, созданию сольной музыки, сегодня кубыз используют известные мастера и артисты Башкирии.

Раньше кубызы создавались на основе таких природных материалов, как гусиный пух, гусиная кость и даже верблюжье копыто.

В начале 20 века они считались инструментом, на котором играли в основном женщины и дети. Сойдя в «аулак», они взяли его с собой с целью тайного музицирования. Благодаря тихому звучанию инструмента можно было спокойно играть и не волноваться, что кубыз привлечет внимание посторонних.

Благодаря таким качествам на нем играли башкирки. Дело в том, что они не были наделены правом петь и говорить вслух, а кубыз давал возможность проявить себя в музыке. К тому же такой музыкальный инструмент имел довольно компактные размеры, что позволяло хорошо решить проблему его сохранности.

Слайд 7: Баян

Исследования показали, что фольклорное исполнение баяна полностью принадлежит молодежи. Отмечена интересная деталь: все отечественные исполнители предпочитают играть на «баянах» — инструментах зарубежных компаний и их отечественных аналогов.

О происхождении и видах курая

О происхождении курая говорят многие популярные башкирские былины. Самая популярная притча рассказывает о том, как главного героя, гуляющего по долине реки, привлекли красивые мелодичные звуки. Когда молодой человек начал искать источник мелодии, выяснилось, что это стебли растения, поющего на ветру. Затем он отрезал этот стебель и сделал из него первый курай.

Классификация музыкальных инструментов башкир насчитывает около десятка видов. Самый распространенный классический курай имеет 5 отверстий: 4 основных и 1 отверстие для большого пальца на задней стороне инструмента. Во время освоения инструмента учителя музыки часто используют метод последовательного вырезания отверстий. Сначала ученик осваивает простейшие техники воспроизведения звука. Затем вырезаются первое и третье отверстия. По мере роста навыка к ним добавляются второй и четвертый. Ну а пятый сзади оставлен на «десерт».

Курай часто классифицируют в зависимости от материала, из которого сделан инструмент. Отсюда и медный курай, напоминающий дудку, как латунную флейту, с семью отверстиями. Есть также серебряный курай, частично или полностью сделанный из серебра. Он популярен как дорогой сувенир и часто украшается замысловатым орнаментом. Агач-курай изготавливают из древесины клена, лещины или калины.

История этого инструмента и его повсеместное распространение подтверждается тем фактом, что, например, соломенный курай существует уже более ста лет. Его делают просто из стеблей злаков. Длина такого башкирского музыкального инструмента не могла быть стандартной. Был выбран более длинный шток — в среднем 160-180 мм и просверлено несколько отверстий для люфта. Для простых мелодий после окончания рабочего дня этого было достаточно.

Или другой вид подобного инструмента, который сложно назвать музыкальным в абсолютном смысле: сор-курай. Точно так же он был сделан из подходящего стебля любой степной травы. Он в основном использовался для охоты или походов для подачи сигналов.

Следует отметить, что классический курай имеет длину от 600 до 800 мм. Подобная длина имеет и другой вид курая — казанский, с той лишь разницей, что он изготовлен из металлических труб. Но ногайцы немного короче, до 700 мм, и у них всего две люфты. Это средство считается женственным.

Слайд 8: Кыл-Кубыз

смычковый музыкальный инструмент башкир и удмуртов

Слайд 9

Кыл-кубыз — древний родственник скрипки. Только во время игры его не прикладывают к плечу, а кладут вертикально на колени.

Голосовые техники

невозможно ограничить культуру музицирования только на музыкальных инструментах Башкирии. Ведь эти люди знают и любят использовать возможности человеческого голоса в музыке. При исполнении традиционных мелодий мастера различных вокальных техник могут настолько искусно вплетать свои голоса в мелодию, что отвлеченный слушатель буквально заворожен, не сразу понимая, что этот инопланетный звук создается голосом Человека.

Одна из самых популярных техник пения в Башкирии называется узляу. И игнорировать этот аргумент, говоря о музыкальной культуре этого народа, было бы несправедливо. Узелки — это техника сольного горлового пения, обычно выполняемая в нижнем рабочем интервале. Хотя есть разновидности высокого пения в этой технике.

Традиционно именно извлечение из горла необычно низких глубоких звуков сопровождает национальные мелодии, в частности, игру на курае, если говорить о музыкальной культуре Башкирии. Мастерство горлового пения передавалось у коренных народов из поколения в поколение с древних времен. У каждого мастера были свои секреты, похожие на магические обряды. Вообще, в этой технике звукорежиссуры много волшебства. Неслучайно пение узла неизменно сопровождало магические обряды шаманов.

Борго

Не менее популярным считался Борго. Основным материалом для изготовления этого духового инструмента было дерево. Борго наделили конической формой и длиной 700 мм. У него было несколько отверстий для пальцев или их совсем не было.

Слайд 10

Слайд 11: Хорнай (Сорнай)

Труба (возможно, рог) с мундштуком, на котором можно было воспроизводить звуки естественной гаммы; Сигнальный мундштук, охотничий инструмент из тростника из рога животного, с отверстиями для 2-4 пальцев.

Слайд 12

Слайд 13: Дунгур

Ударный инструмент, напоминающий бубен. Деревянный обруч, обтянутый кожей с одной или двух сторон. К основанию крепились парные серебряные монеты. Дунгуру били пальцами и ладонью.

Слайд 14: Дунгур

Гармони

Самые ранние упоминания об аккордеонах тесно связаны с поселенцами центральной части России, населявшими Башкирию в конце 19 века. С тех пор такие башкирские народные музыкальные инструменты получили распространение среди гармоников, проживающих в западных, северо-западных и северо-восточных регионах республики. Их использовали также башкиры Перми и Мензелин.

Хорошие аккордеонисты с большим уважением относятся к аккордеонам, ставя их в центр многих праздничных мероприятий.

Оцените статью
Блог о музыкальных инструментах
Adblock
detector