Народный татарский инструмент и башкирский национальный: домра на картинках

«Многие казанские ханы были последователями суфийских традиций»

У татар-мусульман Поволжья и Урала музыкальные традиции, связанные с мистико-аскетическим учением суфизма, являются одним из самых ярких явлений в истории татарской культуры и духовного искусства.

Творчество суфийских татарских поэтов отразило специфику восприятия традиций, теории и практики исполнения произведений классической мусульманской музыкальной культуры, преимущественно в Средней Азии, и адаптации этих традиций через призму местных особенностей музыкальной эстетики Поволжья. -Турецкий.

Татарский суфизм очень мало изучен. У нас есть исследователи и богословы, имеющие отношение к исламу, мы стараемся обойти этот вопрос, источников не так много, они боятся быть осужденными как поборники ереси.

Сложность в том, что во времена Казанского ханства, когда эти традиции были очень сильны, источников для них было мало. Традиции средневековья были тесно связаны со Средней Азией. Мы знаем из источников, что многие казанские ханы были последователями суфийских традиций, например Мухаммад Амин.

Хочу отметить, что в Казань приехал известный музыкант Дервиш Шади — я узнал об этом из произведения Фитрата «Узбекская классическая музыка». После взятия Казани судьба ислама в Поволжье была очень сложной: были гонения, мечети разрушались, рукописи сжигались, источники уничтожались. Конец 18 века был положительным: перестали гореть и разрушать. Возникла еще одна трудность: суфизм в любой форме был нежелателен для российской администрации, у него были свои интересы. Любой бунт, например, под руководством Разина, Пугачева — это были татаро-башкирские бунты, в общем, более того, бунты за веру. Нам говорят, что это были крестьяне, но это только догадки историков. Главный муфтий назначался сенатом, то есть они становились послушными, кроткими. Целью было бороться с суфизмом, и это удалось. Хотя они перестали сжигать рукописи, суфийская традиция пришла в упадок. Сочинения Марджани, Насыри являются источниками, из которых мы узнаем о позднем средневековье, а эта эпоха длилась до середины 19 века. После 19 века начинается национальная история, до того как возникла цивилизация, связанная с исламской культурой. Все остальное было связано со старыми обрядами и традициями.

«Среди татар-мусульман Поволжья и Урала музыкальные традиции, связанные с мистико-аскетическим учением суфизма, являются одним из самых ярких явлений в истории татарской культуры и духовного искусства». Фото kpfu.ru

«Суфийское братство Джагфара Ас-Сафари»

Среди суфийских татар позднего средневековья был Джагфар ас-Сафари, который отличался пристрастием к игре на музыкальных инструментах. Имя Джагфар Ишан хорошо известно в истории развития ислама и исламского искусства в Поволжье. В истории татарской музыки он является ведущим представителем суфийского течения, получал знания от выдающихся суфиев, играл на танбуре и других распространенных восточных инструментах, имел множество последователей. Также в воспоминаниях Марджани написано, что его приглашали на пира Мавлида, устраивали молитвы и играли на музыкальных инструментах. Приглашались в основном состоятельные люди, но очень часто отдельные мусульманские общины из разных сел со всех регионов Волги и Урала. Большую часть жизни он провел в деревне Старое Тимошкино. Здесь он активно участвует в суфийском движении и, став Ишаном, организует суфийское братство в соответствии с философским учением Накшбандийа, воссоздавая таким образом количество местных братств этого направления суфизма, существовавших ранее. Исследователи отмечают, что он постоянно переезжал, путешествовал и активно проповедовал идеи суфизма. Джагфар скончался в преклонном возрасте в 1831 году, похоронен в селе Старое Тимошкино современного Башкортостана, его могила — место поклонения.

Джагфар укрепил свои музыкально-теоретические знания и навыки, чтобы попрактиковаться в игре на различных музыкальных инструментах, живя в Бухаре и Кабуле, участвуя во всех видах суфийской музыки, что в естественной форме помогло ему лучше овладеть основами классической и эстетической мусульманской теории, поэзия и музыка.

На примере жизни и творчества Джагфар Ишана можно понять, что постоянные контакты представителей татарского религиозного искусства с музыкальной и поэтической культурой суфиев Средней Азии позволили сохранить традиции классического инструментального искусства. Мусульманин в Поволжье, остатки которого сохранились еще со времен Казанского ханства.

«В музыкальной жизни мусульманских общин бассейнов рек Зай, Шешма, Черемшан также были целые ансамбли инструментов. Играют на кубызе, танбуре, найе и других инструментах ». Фото vk.com

Казан курай (казанский курай)

Продольная свистковая флейта. Этот термин относится к инструментам, сделанным из металлических труб конической формы с двумя, пятью, шестью и семью люфтами. Длина, форма и толщина трубки сильно влияют на акустические свойства инструмента. Длина казана курая от 580-800 мм, диаметр трубы вверху 20-30 мм, а у основания 10-15 мм. В этом масштабе свойства инструмента приближаются к естественным звуковым параметрам копше курай. Принцип деления гаммы казан курай основан на различных тональных качествах гармонических звуков. Звуки первого гармонического регистра имеют суровую драматическую окраску. Основной регистр позволяет исполнять в пении как добродетельные, так и обильные мелодии. В верхних регистрах уточняется тембр инструмента. Звуковая шкала котла курай диатоническая. Повышается до трех октав. Динамические навыки пп — ф. В настоящее время курай казан изготавливается из современных материалов с высокими акустическими качествами, которые позволяют мастерам создавать инструменты с хорошо темперированной настройкой. В частности, используются инструменты из дюралюминия, текстолита и цилиндрического карболита с диатонической шкалой и семью отверстиями.

Агач курай

это деревянная трубка из веток лещины, клена, калины. В его верхней части находится свисток, на лицевой стороне просверлены от четырех до шести игровых лунок. Для изготовления такого курая выбирают бревно длиной 250-300 мм и диаметром 20-25 мм; после сверления диаметр ствола 12-15 мм. Свисток выполнен со смещением от верха 10-15мм. Люфт просверливается на стороне, противоположной окну свистка. Их количество устанавливает мастер-музыкант согласно репертуару. Агач курай с четырьмя игровыми лунками имеет пентатоническую гамму, с шестью, как правило, диатоническую. Звук инструмента яркий, шипящий, с легким тембром. Динамические возможности в нижнем регистре tr — mf, high — ft. Диапазон составляет 2,5 октавы. В настоящее время этот вид курая используется очень редко.

Изготовление

Процесс изготовления непростой, занимает много времени. Каждая деталь требует использования разных пород дерева. Вариативность древесины позволяет получить идеальное звучание, получить настоящий инструмент, соответствующий древним восточным традициям.

Мастера используют древесину ореха и тутового дерева. Материал заранее тщательно просушивают, недопустимо наличие влаги. Туловище грушевидной формы реже придают резьбой, чаще склейкой, соединением отдельных частей. Для получения нужной формы, размера корпуса необходимо нечетное количество одинаковых заклепок (как правило, берется 9.

На узкой стороне туловища крепится шея. На шейку надевается головка, к которой прикручиваются ключи. Осталось натянуть струны — теперь инструмент полностью готов к игре.

Сорт Саз

Нугай курай (ногайский курай)

Продольная флейта со свистком, два отверстия для игры. Женский музыкальный инструмент. Процесс изготовления включает в себя несколько операций, выполнение которых требует знаний, опыта и эстетического вкуса. Особое значение придается подбору материала. Полый стебель, растущий в степных районах на холмах, в гористой местности, считается высококачественным. Длина инструмента около 690-775 мм, расстояние между люфтами — по ширине пальцев (первый на расстоянии пяти пальцев от края основания штока, второй — на четыре пальца шириной от края верхний край первого отверстия). Нугай-курай издает до пяти естественных звуков. Диапазон 2,5 октавы, тембр прозрачный, звук резкий, динамические возможности варьируются от па до П. Физические характеристики этого инструмента позволяют исполнять множество различных татарских народных песен и танцев, мелодические и модальные характеристики которых органически связаны со свойствами нугай-курая.

История инструмента

Родиной считается Древняя Персия. Подобный инструмент под названием танбур был описан средневековым музыкантом Абдулгадиром Мараги в 15 веке. Восточный инструмент стал напоминать современную форму саза в XVI веке — к такому выводу пришел азербайджанский знаток искусства Меджун Керимов в своих исследованиях.

Саз — один из древнейших инструментов тюркских народов. Его использовали для сопровождения певцов, которые рассказывали исторические события, исполняли песни о любви, баллады.

Производство старинных моделей длилось долго. Пытаясь придать деревцу правильную форму, материал просушивали несколько лет.

Самый распространенный — азербайджанский саз. Для этого народа он стал непременным атрибутом ашугов: народных певцов, сказочников, которые сопровождали песню, рассказы о подвигах героев под сладкую музыку.

Первые модели саза были небольшими по размеру, имели 2-3 веревки из шелковых нитей, конского волоса. Впоследствии модель увеличилась в размерах: удлинились корпус и гриф, увеличилось количество ладов и струн. Любая национальность пыталась «вписаться» в дизайн для исполнения своих музыкальных произведений. Разные части уплощались, удлинялись, укорачивались, снабжались дополнительными деталями. Сегодня существует множество разновидностей этого средства.

Татарский саз представлен туристам в Музее истории и культуры крымских татар (г. Симферополь). Старая модель датируется 16 веком.

Медный (җиз) курай

Щелевая канавка состоит из латунной цилиндрической трубки. Длина 260-265 мм, диаметр 20-23 мм. Имеет свисток. Как правило, это инструмент с семью игровыми отверстиями: шесть спереди, одна сзади. Звуки извлекаются чисто и стабильно легким потоком воздуха. Тембр светлый, диапазон 2,5 октавы, гамма диатоническая.

Как играть на сазе

На струнных разновидностях играют двумя способами:

  • используя пальцы обеих рук;
  • используя, помимо рук, специальные приспособления.

Профессиональные музыканты воспроизводят звук с помощью медиатора из специальных пород дерева. Выщипывание струн медиатором позволяет использовать технику игры на тремоло. Есть палки для вишни и палочки из вишневого дерева.

Кольца Saz

Чтобы исполнитель не уставал хвататься за руку, корпус снабдили фиксирующим ремнем: наброшенный на плечо, он позволяет легко удерживать конструкцию в области груди. Музыкант чувствует себя свободным, полностью концентрируется на процессе игры.

Строение

Структура довольно простая, практически не изменилась за многовековое существование этого струнного инструмента:

  • Рамка. Древесина, глубокая, грушевидной формы, с плоским передом и выпуклой спинкой.
  • Шея (шея). Часть, которая поднимается от туловища, бывает плоской или круглой. По нему натянуты веревки. Количество струн варьируется в зависимости от типа инструмента: армянский оснащен 6-8 струнами, турецкий саз — 6-7 струнами, дагестанский — 2 струнами. Есть 11-струнные и 4-струнные модели.
  • Босс. Идеально облегает шею. На передней панели расположены клавиши для настройки инструмента. Количество ладов разное: есть варианты с 10, 13, 18 ладами.
Оцените статью
Блог о музыкальных инструментах
Adblock
detector