Самый большой орган в мире и в России: как устроен и работает музыкальный инструмент

Церковь Св. Крусис. Эрфурт, Германия

Один из самых громких органов в мире радует своими чарующими звуками и очаровывает прихожан церкви Святого Круциса в немецком городе Эрфурт своей прекрасной музыкой.

Это один из старейших органов в Европе, а сам город знаменит тем, что здесь когда-то учился Мартин Лютер.

Устройство

Из-за большого размера инструмента он имеет очень сложную конструкцию с различными элементами: консоль, мануалы, педальная доска, регистры с переключателями, трубы и т.д.

Пульт

Консоль, или кафедра органа, — это место, оборудованное всеми необходимыми для исполнителя инструментами: руководствами к игре, педальной доской и переключателями регистров. Также могут быть каналы, ножные рычаги, кнопки активации связок и т.д.

Принцип органа - фото 51

  • Copula — это устройство, позволяющее воспроизводить регистры клавиатуры одной руки, играя на другой.
  • Канал — это механизм, суть которого заключается в регулировании динамики путем открытия или закрытия дверцы ящика, в котором хранятся трубы ручной клавиатуры.

История развития инструмента

Обращаясь к истории появления органа, можно отметить, что его предки с древности отличались конструкцией, размерами и внешним видом. Первые (гидравлические) органы были переносными. Этот инструмент быстро завоевал популярность в цивилизованном мире и стал распространяться во всех странах Востока и Европы. Древние документы свидетельствуют о том, что в первые века нашей эры в Иерусалимском храме присутствовал инструмент «маграф». У него было десять труб, и он был настолько громким, что его можно было слышать с большого расстояния.

В средние века в Западной Европе и Византии строились органы, совершенствовалась их структура, а сам инструмент стал более звучным и богатым тембром. В середине 7 века орган был введен в католические службы папой Виталиано.

Органное искусство зародилось в Италии в 9 веке. Отсюда эти гигантские инструменты прибыли во Францию ​​и Германию. Затем опыт итальянцев переняли и другие страны, особенно немецкие мастера, отличившиеся в искусстве строительства органов. Например, орган Фрайбургского собора 1714 года.

С 14 века «король инструментов» начал свое триумфальное шествие по Европе. Он получил клавиатуру с ножной педалью, количество трубок увеличилось, а ручные клавиши стали удобнее.

Шестнадцатый век дал органу пять руководств, каждое с диапазоном 4-5 октав. Изменения в регистре способствовали расширению тональных возможностей: нажатием одной клавиши исполнитель управлял десятками труб, имеющих одинаковую высоту, но с разным составом гармоник.

Золотым веком органа по праву считается период XVII — XVIII веков — эпоха барокко. Уникальное богатство тембров, чистота звука сделали орган идеальным инструментом для исполнения полифонических произведений. Расцвет органного строительства привел к появлению огромного количества музыки, написанной специально для органа. Нам известны имена Дж. С. Баха, Д. Букстехуде, Г. Генделя, Дж. Фрескобальди — непревзойденных мастеров полифонии.

Каждый орган того времени создавался не только как музыкальный инструмент, но и как произведение искусства. Макеты были тщательно декорированы, их сделали так, чтобы они хорошо вписывались в окружающую среду храма. Архитектура также имела большое значение, потому что звук органа зависит не от его тела, а от акустики окружающего пространства.

В 19 и 20 веках они начали создавать инструменты огромного масштаба и мощного звука, по своим исполнительским свойствам они могут заменить симфонический оркестр. Однако история органа — музыкального инструмента на этом не заканчивается, она продолжается и сегодня.

Церковь Св. Анны. Варшава, Польша

Церковные органы — это настоящее искусство, и музыкальный инструмент Варшавского собора не стал исключением.

Этот величественный шедевр — один из самых монументальных. Длина его трубки 18 метров, остальные чуть меньше. А находясь рядом с играющим инструментом, можно на короткое время оглохнуть и даже повредить слух.

Гранадский собор. Гранада, Испания

Но этот орган уникален тем, что у него самый широкий тональный регистр, что позволяет ему издавать великолепные звуки. Среди его рекордов также стоит отметить самые тяжелые шланги и самое высокое давление в уникальной системе подачи воздуха.

Кроме того, стоит отметить архитектурный стиль, украшающий элементы конструкции органа.

Регистры

Эта часть органного устройства выполняет очень важную миссию: при выключенных регистрах клавиши инструмента не звучат.

Трубки активируются с помощью электронных переключателей (ручек регистров). Они расположены над клавиатурой или по бокам пюпитра (пюпитра).

Принцип органа - изображение 53

По расположению труб упоры можно разделить на два типа: лабиальные и язычковые.

К первому типу относятся закрытые или открытые тубы без выступов. Включает флейты, принципы, зелья и ставки.

Второй тип предполагает наличие трости, которая при воздействии воздушных масс издает интересный звук, похожий на тембры духовых инструментов: гобоя, кларнета, трубы, фагота, тромбона и многих других. Цвет звука будет зависеть от названия и конструкции регистра.

Герконовые регистры могут иметь не только вертикальную, но и горизонтальную структуру.

На старинном корабле

Органные трубы изготавливаются из двух материалов: дерева и металла. Деревянные трубы, используемые для извлечения басов, имеют квадратное поперечное сечение. Металлические трубы обычно меньше по размеру, имеют цилиндрическую или коническую форму и обычно изготавливаются из сплава олово-свинец. Если олова больше, труба громче, если больше свинца, звук становится более глухим, «хлопковым».
Сплав олово-свинец очень мягкий, поэтому органные трубы легко деформируются. Если положить на бок большую металлическую трубку, через некоторое время она приобретет овальное сечение под собственным весом, что неминуемо скажется на ее способности издавать звук. Перемещаясь внутри органа Большого зала Московской консерватории, я стараюсь касаться только деревянных деталей. Если наступить на трубу или неловко зацепиться, у органного мастера возникнут новые проблемы: трубу придется «лечить» — выпрямлять или даже паять.
Орган, в котором я нахожусь, далеко не самый большой в мире и даже в России. По размерам и количеству труб он уступает органам Московского Дома музыки, Калининградского собора и Концертного зала. Чайковский. Основные рекордсмены находятся за границей: например, на инструменте, установленном в Конгресс-холле города Атлантик-Сити (США), более 33 000 трубок. Орган Aula Magna Консерватории имеет в десять раз меньше труб, «всего» 3136, но даже это большое количество не может быть компактно расположено на одной плоскости. Орган внутри многоярусный, на котором рядами установлены трубы. Чтобы органный мастер мог получить доступ к трубам, на каждом уровне создается узкий проход в форме прохода. Уровни соединены между собой лестницей, в которой обычные ступени играют роль ступеней. Внутри органа тесно, и перемещение между уровнями требует некоторой сноровки.
«Мой опыт подсказывает, — говорит Наталья Владимировна Малина, — что органостроителю лучше быть худым и легким. Человеку других размеров здесь сложно работать, не повредив инструмент. Недавно электрик — лишний вес человек — поменял лампу над органом, споткнулся и сломал пару досок с дощатой крыши. Жертв и раненых нет, но упавшие пластины повредили 30 органных труб».
Мысленно представляя, что пара мастеров органов идеальных пропорций может легко вписаться в мое тело, я с опаской смотрю на хрупкие чешуйки, ведущие на более высокие уровни. «Не волнуйся, — успокаивает меня Наталья Владимировна, — давай, повторяй движения за мной. Конструкция крепкая, она тебе устоит».

Сколько рук у органиста?

Но как музыканту заставить играть все эти тысячи тростей — дерево и металл, свист и тростник, открытое и закрытое — десятки или сотни остановок .. в нужное время? Чтобы понять это, давайте на время спустимся с верхнего уровня органа и перейдем к кафедре, то есть к пульту органиста. Непосвященные при виде этого устройства трепещут перед приборной панелью современного авиалайнера. Несколько ручных клавиатур — ручная (пять или даже семь!), Педальная клавиатура плюс другие загадочные педали. Также есть много рычагов, которые можно тянуть с граффити на ручках. Для чего все это?

Очевидно, что у органиста всего две руки, и он не сможет играть все руководства одновременно (в органе Большого зала их три, а это тоже много). Для механического и функционального разделения групп регистров требуется несколько ручных клавиатур, так же как в компьютере физический жесткий диск делится на несколько виртуальных дисков. Так, например, первое руководство по органу Большого зала управляет трубами группы регистров (немецкий термин — Werk), называемой Grand Orgue. Он включает 14 регистров. Второй мануал (Positif Expressif) также отвечает за 14 регистров. Третья клавиатура — Recit expressif — 12 регистров. Наконец, 32-клавишный ножной переключатель или «педаль» работает с десятью младшими регистрами.

С точки зрения непрофессионала, даже 14 регистров для клавиатуры — это многовато. В конце концов, нажав клавишу, органист может одновременно играть на 14 трубах в разных регистрах (а на самом деле больше за счет регистров, таких как микстура). Что делать, если вам нужно сыграть ноту только в одном регистре или в нескольких выбранных? Для этого фактически используются тяговые рычаги, расположенные справа и слева от руководства. Вытягивая рычаг с написанным на ручке регистром, музыкант открывает своеобразную заслонку, открывающую доступ воздуху к трубам определенного регистра.

Затем, чтобы сыграть нужную ноту в нужном регистре, необходимо выбрать ручную или ножную клавиатуру, которая управляет этим регистром, потянуть рычаг, соответствующий этому регистру, и нажать нужную клавишу.

Как изобрели орган?

Первые версии

Многих интересует история происхождения органа, его происхождение. Это не известно с уверенностью, однако, согласно древним данным, мы можем вернуться к некоторым моментам в прошлом этого инструмента.

Появление прототипа органа в Древней Греции связано с достижениями механики того времени. Однако Балканский полуостров — не то место, где был изобретен орган. В Александрии Египетской, тогда входившей в состав империи Александра Македонского, жил изобретатель и математик Ктесибий. Он известен созданием водяных часов — песочных часов. Заинтересовавшись изучением свойств воздуха, ученый решил на практике продемонстрировать, что воздух обладает качествами упругости и сжимаемости. В результате был изготовлен пожарный насос, а через несколько лет неутомимый Ктесибий неожиданно применил свое устройство: в создании музыкального инструмента.

Следовательно, Ктесибий — человек, который изобрел орган. Это облегчило музыкантам игру на инструменте, в состав которого входило несколько труб. Благодаря нестандартному решению изобретателя насос заменил легкие исполнителя, а воздух откачивали специальным устройством. Ктесибий назвал это гидравлосом, то есть водяным авлосом (разновидностью флейты). Воздух перекачивался с одной стороны деревянной емкости с водой на другую с помощью рычага и поршня. Это создало необходимое давление. Музыкант нажал на клавиши, клапаны открылись, и поток воздуха попал в нужную трубку, извлекая звуки. Скорее всего, рычагом управлял механик.

На вопрос, когда был изобретен орган, нет точного ответа. Но можно предположить, что это произошло около 250 г до н.э. Спустя два столетия конструкцию Ктесибия усовершенствовал сам мастер из Александрии — Герон. Он решил исключить присутствие механика и добавил к гидронасосу ветряную мельницу, которая приводила насос в движение.

Пневматический (современный) инструмент

История органа только начинается. Первоначальный орган — пневматический — появился в 4 веке. Давление в нем создавалось с помощью сильфона. Имя изобретателя потеряно в глубине веков, но сохранились свидетельства очевидцев, свидетельствующие о том, что инструмент был очень звучным. Музыкант нажал на клавиши, и воздух, вырвавшись из мехов, привел в движение блестящие трубки, издававшие приятную мелодию.

Изображение пневматического органа видно на барельефе на восточной стороне обелиска, воздвигнутого в Константинополе в 382 г н.э. Обелиск посвящен победе императора Феодосия Великого над готами. Император держит в руках лавровый венок, которым награждает победителя гонки на колесницах. В нижней части барельефа — танцоры и музыканты, участвующие в церемонии награждения. Справа орган в руках одного из музыкантов.

Принцип работы

Пройдя многовековой путь, орган претерпел множество изменений. История создания органа уникальна и обширна. В разных странах Европы на протяжении веков изобретатели и музыканты пытались создать еще более совершенный инструмент. Его механика усложнялась, количество элементов увеличивалось, а вместе с ними и масса конструкции. В современных моделях воздух в сильфоне приводится в движение электродвигателем. В средние века этим занимались рабочие Каланта.

Современный орган — это сложная система из множества труб. Их количество варьируется от нескольких сотен до 30 тысяч. Органные трубы бывают разных размеров: они различаются длиной, диаметром и материалом изготовления. Есть оловянные, свинцовые и медные трубы, каждая из которых издает разные звуки с точки зрения тембра и высоты тона. За долгую историю изобретения органа его учили играть голосами других инструментов. Так что вы можете сравнить это с симфоническим оркестром.

Орган имеет от одного до семи руководств (клавишных). Диапазон каждого достигает от четырех до пяти октав, общая громкость инструмента достигает девяти с половиной октав.

Регистр — это набор трубок одного тембра, управление которыми осуществляется с помощью боковых кнопок. Их количество варьируется от двух (обычно восьми) до трехсот. В музыкальных текстах название регистра указывается непосредственно над местом, с которого должно начинаться звучание этого регистра.

Положение руководств подобно террасе, то есть одна клавиатура над другой. Помимо мануалов, на органе есть педальная доска, состоящая из 5-32 клавиш. Часть для него написана отдельным нотоносцем. Играйте на педалях обеими ногами. Если в органе нет педальной доски, это называется позитивом.

Для облегчения выступления органиста есть вспомогательные приспособления:

  • копула — особый механизм, позволяющий соединить два мануала и одновременно использовать два регистра;
  • ставни — устройство, представляющее собой дверцу, закрывающую трубы разных регистров. Таким образом можно усилить или ослабить звук;
  • подножка над педалью — средство активации нужной комбинации регистров.

Наличие множества инструкций, рычагов и тумблеров делает процесс игры на органе трудоемким. В связи с этим рядом с исполнителем находится помощник.

Церковь Святой Марии. Берлин. Германия

В одной из старейших церквей немецкой столицы стоит красивый серебряный орган, украшенный позолотой.

Сюда приезжают не только любители истории, но и меломаны, чтобы послушать редкий инструмент, на котором Иоганн Себастьян Бах исполнил свои музыкальные произведения.

Под звуки органа служебная комната наполняется особой атмосферой, погружая слушателей в мир красоты архитектуры и чарующей музыки.

Мануалы

Мануал — это клавиатура, на которой играют руками, что делает орган похожим на пианино и рояль. Их количество может достигать семи, но в среднем количество варьируется от двух до четырех.

Они расположены друг над другом, и их нумерация в виде латинских чисел соответствует принципу снизу вверх.

Каждое из руководств имеет ряд собственных регистров.

  • Регистр — гамма однотонных труб, расположенных в роговой части органа.

Клавиатура в виде педалей

Клавиатура или педаль — еще одно очень интересное устройство органа. Набор клавиш варьируется от 5 до 32 единиц, включая их собственные ряды трубок (регистров) в основном низких тембров (от одной октавы до большой октавы в G или F сначала).

Принцип работы органа - фото 52

На педалях нажимают клавиши пяткой или носком (способ зависит от аппликатуры, указанной в нотах).

Собор Парижской Богоматери. Париж Франция

Большой орган Нотр-Дам-де-Пари использовался с самого начала строительства собора.

В 1442 году старую обивку поместили в новое здание, построенное в готическом стиле. За свою историю его не раз реставрировали.

Сегодня это один из красивейших инструментов Европы. На нем всемирно известные музыканты исполнили органные произведения, а в коллективе собора есть свои органисты.

Кстати, самые красивые готические постройки мира обязательно посмотрите на нашем сайте most-beauty.ru в этой статье.

Трубы

Органные трубы изготавливаются из дерева, металла и дерево-металла различной длины, формы и диаметра.

Инструмент может включать до 10 тысяч трубок.

Большую часть пространства занимают басы, высота которых достигает 10 метров.

Как устроен орган - Фото 54

Кафедральный собор. Калининград, Россия

В этом главном соборе города находится самый большой в России музыкальный инструмент.

Сам собор знаменит не только своим уникальным органом, но и тем, что в одной из гробниц похоронен знаменитый философ Имануэль Кант.

Berlin Cathedral. Берлин, Германия

В самой большой евангелической церкви Германии, среди единственной гранитной в Силезии, удобно найден необычный орган.

С начала 20 века он стал одной из главных достопримечательностей собора и во время богослужений его звуки можно услышать далеко за его стенами.

Собор Св. Цесилии. Альби, Франция

Одна из самых уникальных и популярных туристических достопримечательностей Франции, собор города Альби, также является домом для одного из крупнейших органов в Европе.

Как и все внутреннее убранство церкви, орган украшен красивыми позолоченными фигурками ангелов.

Кафедральный собор Св. Стефана. Пассау, Германия

Этот орган, созданный мастерами немецкой компании по производству музыкальных инструментов Stenmayer & Co в 1993 году, сейчас считается самым большим в Европе.

Сам собор построен в необычном стиле эпохи необарокко, а архитектурное убранство органа гармонично сочетается с древними стенами церковного здания.

Трактура

Благодаря растяжке механизмы управления на консоли соединены с воздушными запирающими частями инструмента.

Проще говоря, трактура передает движение клавиш органа на клапаны язычка или целой группы.

Этот механизм бывает нескольких типов:

  • механик;
  • электрический;
  • электропневматический;
  • шина;
  • смешанный.

Monastero di San Giovanni Evangelista. Парма, Италия

В церкви Сан-Джованни-Евангелиста, одном из крупнейших аббатств Италии, находится величественный орган с уникальной кошкой Паллады и различными регистрами.

Как и сама церковь, орган красиво оформлен и гармонично вписывается в интерьер средневековой церкви.

Как играть на органе

Стать органистом сложно. Вам нужно будет одновременно работать руками и ногами. Стандартной схемы исполнения нет — каждый инструмент укомплектован разным количеством трубок, ключей, регистров. Освоив одну модель, перенести ее на другую невозможно, необходимо будет заново изучить устройство.

Футбол — вещь особенная. Вам понадобится специальная и чувствительная обувь. Манипуляции производятся носком и пяткой.

Музыкальные партии написаны отдельно для клавиатуры и мануалов.

Свистковые и язычковые

Поднимаемся на верхний уровень органа, откуда с самой высокой точки открывается вид на Большой зал, недоступный простому посетителю консерватории. На сцене внизу, где только что закончилась репетиция струнного ансамбля, идут мужчины со скрипками и альтами. Наталья Владимировна показывает мне испанские поленья у камина. В отличие от других труб, они располагаются не вертикально, а горизонтально. Образуя своего рода козырек над органом, они дуют прямо в зал. Создатель органа Большого зала Аристид Кавай-Коул происходил из семьи франко-испанских органных мастеров. Отсюда и пиренейские традиции в инструменте на Большой Никитской улице в Москве.
Кстати, об испанских регистрах и регистрах в целом. «Регистр» — одно из ключевых понятий в органном строительстве. Это серия органных труб определенного диаметра, которые образуют хроматическую шкалу, соответствующую клавишам их клавиатуры или ее части.
В зависимости от масштаба трубок, входящих в их состав (масштаб — это соотношение между наиболее важными для персонажа параметрами трубы и звуковым качеством звука) стопы издают звуки разной тембральной окраски. Увлеченный сравнением с пан-флейтой, я почти потерял тонкость: дело в том, что не все органные трубы (например, язычки старой флейты) являются аэрофонами. Аэрофон — это духовой инструмент, звук в котором создается за счет колебаний столба воздуха. К ним относятся флейта, труба, туба, валторна. Но саксофон, гобой, губная гармошка входят в группу идиофонов, то есть «самовоспроизводящихся». Здесь вибрирует не воздух, а язык, обтекаемый потоком воздуха. Противоположное давление воздуха и сила упругости заставляют язык дрожать и распространять звуковые волны, которые усиливаются колоколом инструмента как резонатором.
В органе большинство труб — это аэрофоны. Их называют губными или свистками. Идиофонические язычки составляют особую группу регистров и называются язычками.

Собор Святого Иоанна Крестителя. Рим, Италия

В этом списке стоит упомянуть соборный орган, основанный императором Константином. Конечно, орган не такой уж древний, но уникальный по звучанию и оформлению.

Часть его камышей скрыта под уникальной лепниной, а сам музыкальный инструмент украшен растительными и геометрическими архитектурными элементами с позолотой.

Базилика Св. Александра и Теодора в Бенедиктинском аббатстве. Оттобойрен, Германия

Еще один замечательный европейский музыкальный инструмент установлен в базилике Сант-Алессандро-э-Теодоро.

Его завораживающее звучание привлекает не только местных прихожан, но и туристов со всего мира. Сам собор является украшением аббатства Оттобойрен и настоящим шедевром самого собора, помимо уникальных фресок и архитектурных элементов, является великолепный музыкальный инструмент.

Спортивно-концертный зал Boardwalk Hall. Атлантик-Сити, США

К сожалению, самый крупный из бездействующих органов лежит мертвым грузом в Атлантик-Сити в американском штате Нью-Джерси. Он состоит из 3 тысяч огромных труб и 1200 ключей.

У этого музыкального инструмента славная, а иногда и трагическая история. В конце Второй мировой войны на него обрушился ураган, а в 1991 году рабочие повредили часть труб. Орган реставрируется, и вскоре снова будут слышны его загадочные звуки.

Разновидности

Органы классифицируют по нескольким критериям:

Устройство: духовое, электронное, цифровое, язычковое.

Функциональность: концерт, церковь, театр, комната.

Аранжировка: классика, барокко, симфоническая.

Количество мануалов: одно-два-три мануала и тд

Органный музыкальный инструмент

Наиболее распространенные типы органов:

  • Леса — снабжены ключами, трубами, это большой инструмент. Относится к классу аэрофонов. Это похоже на то, что воображает большинство органов: крупное строение в пару этажей, расположенное в церквях и других просторных помещениях.
  • Симфонический — это тип духового органа, обладающий звуковым преимуществом. Широкий диапазон, высокий тон и возможность регистров позволяют этому инструменту самостоятельно заменить целый оркестр. Некоторые участники группы вооружены семью инструкциями, десятками тысяч трубок.
  • Театральный — не отличается разнообразием музыкальных возможностей. Умеет издавать звуки фортепиано, различные шумы. Изначально он создавался для музыкального сопровождения театральных постановок, сцен немого кино.
  • Орган Хаммонда — это электрический инструмент, принцип работы которого основан на аддитивном синтезе звукового сигнала из временных рядов. Инструмент был изобретен в 1935 году Л. Хаммондом как альтернатива церквям. Строительство было недорогим и вскоре стало активно использоваться военными оркестрами, исполнителями джаза, блюза.
Оцените статью
Блог о музыкальных инструментах
Adblock
detector