Японские щипковые музыкальные инструменты: игра на кото и традиционная 13-струнная цитра

Самый знаменитый

Его зовут сямисэн. Считается самым известным инструментом, практически символом популярной музыки и относится к категории щипковых.

Шкуры животных плотно натянуты на деревянный каркас, причем шкуры не простые, а змеиные, кошачьи или собачьи. К раме натянуты 3 веревки. Сямисэн имеет длину около метра.

щипковый инструмент
Шамисен

Он появился в Японии примерно в 16 веке. В то время медиатор использовался для перегиба струн, но теперь его заменили медиатором.

Особенность игры в том, что при перещипывании струн сверху вниз медиатор также будет касаться кожи, поэтому звук будет похож на звук барабана. Если вы играете медиатором снизу вверх, музыка будет звучать более плавно.

инструмент для игры на сямисэн
Выбор для сямисена

Уникальность сямисена в том, что он способен улавливать широкий диапазон звуков и тембров. Есть три основных способа игры:

  • минье — сопровождение традиционных народных песен;
  • катаримоно — аккомпанемент рассказчика;
  • утамоно — особый стиль театра Кабуки.

Сямисэн должен был идеально подходить для гейш династии Токугава.

История происхождения

Прежде чем стать японским народным инструментом, сямисэн много путешествовал с Ближнего Востока через Азию. Изначально он полюбил жителей островов современной Окинавы, позже переехал в Японию. Японская аристократия долгое время не принимала саамов. Инструмент получил название «бас», считая его атрибутом слепых ходячих гозе и гейш.

В начале 17 века начался период Эдо, отмеченный подъемом экономики и расцветом культуры. Сямисен прочно вошел во все пласты творчества: поэзию, музыку, театр, живопись. Ни один спектакль в традиционных театрах Кабуки и Бунраку не обходился без его звука.

Игра на них была частью обязательной учебной программы майко. Каждая гейша в районе Есивара должна была свободно владеть японской трехструнной лютней.

История сямисена

Пипа

Название происходит от техники пипа. Техника игры на струне сверху называется «пи», снизу — «па». У пипа 4 струны, а на корпусе — лады.

Отрезки бывают двух видов: крупногабаритные и миниатюрные. По стилю эти игры могут различаться по характеру: военные или светские.

В истории была известная битва. Легендарная борьба между царствами Чу и Хань в Китае до сих пор помнят. Одно из самых известных произведений для трубки носит военный характер и описывает те события. Насколько древнее это произведение, можно судить по тому факту, что существует запись 700-летней давности, которая описывает, какие чувства испытывал человек, слушая его. Очень красочная игра, в которой можно услышать ржание лошадей, выстрелы оружия и крики людей. В каждом небольшом разделе вы можете найти определенную сцену битвы.

«Осада со всех сторон»

Бива

Этот струнный инструмент размером около метра используется в ритуальных церемониях, а также для исполнения современных музыкальных шедевров. Это кажется удивительным, ведь он появился 13 веков назад.

Читайте также: 12 бесплатных онлайн-курсов японского

Оправа из шелковицы имеет миндалевидную форму. Струны обычно изготавливаются из шелка. Они решаются с помощью кирки.

девушка играет на биве
Бива

Существуют разные виды бивы, каждый из которых отличается внешне, в зависимости от издаваемых звуков и назначения:

  • гакубива — четырехструнный, создает особый музыкальный звук — гагаку;
  • mosobiva — четырехструнный, на котором должны были играть слепые монахи;
  • хайкебива — четырехструнный, пятиладамный, для ак;
  • сацумабива — четырехструнный, четырехручный, с широким диапазоном;
  • chikuzenbiwa — четыре или пять пальцев, было распространено в эпоху Мэйдзи.

Дайко

Это название всех барабанов в Японии. Они мигрировали из Кореи и Китая на территорию Японии на рубеже третьего и четвертого веков.

Полностью деревянная конструкция с двух сторон обтянута кожей. Размеры могут быть разными: одни очень маленькие, а другие требуют одновременной игры нескольких человек.

человек играет дайко
Дайко

Условно дайко (или тайко) можно разделить на два типа:

  • шимедайко — его звук можно регулировать с помощью специальных саморезов;
  • бедайко: его конструкция не позволяет менять звук.

Чаще всего Дайко используются в классике, хотя их часто тянет к любым другим выступлениям, маршам. Считается, что этот звук улучшает дисциплину, координацию и психологическое состояние.

Есть разновидность дайко, называемая цузуми. Он имеет небольшой размер и форму песочных часов.

Почти гусли

Есть и другие японские струнные музыкальные инструменты. Есть большая группа, объединенная именем: бива. Эти японские музыкальные инструменты изготовлены из тутового дерева, а струны — из шелка. Первые упоминания о них встречаются в документах восьмого века. Есть несколько разновидностей этих средств. У них удлиненное, миндалевидное тело, струны, играемые медиатором. Но есть также ряд особенностей, позволяющих отличить их друг от друга. Это не только внешний вид, звук, но и другое предназначение. Гакубива использовалась для создания особого типа музыки, называемого гагаку. Размер этого инструмента 122 * 41см. Имеет 4 струны. К туловищу приклеена широкая черная кожаная лента. Это защищает его от кирки. Пятиструнная версия использовалась для придворных оркестров. Но со временем им перестали пользоваться. Слепые монахи играли на четырехструнной мосо-бива. Чтобы сыграть во время «Легенды о доме Тары», взяли особую хайке-биву с 4 струнами и 5 ладами. Сацума-бива имеет широкий ассортимент. У этого инструмента 4 струны, 4 высоких лада, а для игры используется самый большой медиатор. Чаще всего он использовался в провинции Сацума в период Эдо. А во времена Мэйдзи играли в чикудзэн-бива. У него могло быть 4 или 5 клавиш, в зависимости от этого способ игры менялся.

японские народные музыкальные инструменты

Техника игры на сямисэне

Сформировались три стиля игры сямисэн:

Ута-моно — это стиль песни. Один из основных жанров музыкального сопровождения спектаклей театра Кабуки. Этот жанр представлен длинными музыкальными интермедиями в исполнении ансамбля Хаяси (этот ансамбль обычно сопровождает театральные представления, состоит из флейты и трех типов барабанов).

Катари-моно — фантастический стиль. Более характерна для традиционной японской музыки и представлена ​​особым типом пения.

Минё — популярная песня.

Когда сямисэн впервые появился в Японии, на струнах играл небольшой медиатор (юбикаке), и только со временем музыканты начали использовать медиатор, что значительно расширило тембр инструмента. Каждый раз, когда дергается нижняя струна, помимо звука, слышны гармоники и световые шумы, это явление называется «савари» («прикосновение»). Савари также возникает, когда другие струны резонируют с самой нижней струной, особенно когда высота звука между струнами составляет одну октаву (две октавы, три, квинта и т.д.). Умение использовать этот дополнительный звук является признаком высокого мастерства исполнителя, а сам акустический эффект строго контролируется создателями сямисэна.

Медик держится в правой руке, и в нужный момент звук струн останавливается тремя пальцами левой руки на безладовой доске. Большой палец и мизинец в игре не используются. Наиболее характерная техника игры на сямисэне — одновременный удар плектра по мембране и по струне. Кроме того, существует множество других важных факторов, которые определяют особенности звука, например, толщина струн, гриф, мембрана, точка удара медиатора по струнам и т.д., получив более элегантный тон. Эта способность изменять тембр — одна из отличительных черт сямисена.

Помимо игры, тембр инструмента можно изменять, варьируя длину струны, грифа или медиатора, а также их размер, толщину, вес, материал — показатели массы! Существует почти два десятка сямисенов, отличающихся друг от друга интонацией и тембром, и музыканты выбирают инструмент, наиболее близкий их музыкальному жанру, или перенастраивают его непосредственно перед выступлением.

В музыке сямисэн линия голоса практически совпадает с той, что играет на инструменте: голос лишь немного опережает мелодию, что позволяет слышать и понимать текст, а также подчеркивает контраст между звучанием голоса и сямисэн.

Сякухати

Это бамбуковая трубка. Он был заимствован у китайцев и впоследствии настолько полюбился стране восходящего солнца, что стал популярным инструментом.

Его название указывает на размер: сяку переводится как «стопа», хачи означает число 8. Восемь футов, переведенные как обычная мера длины, составляют чуть больше полуметра.

японская флейта
Сякухати

Звуки сякухати просты, красивы и обладают спокойным, медитативным состоянием ума. Существует около двадцати различных видов японской флейты.

При этом можно выделить три основных стиля игры:

  • тозан — названный в честь основателя Накао Тодзана;
  • кинко — как напоминание об изобретателе Куросавы Кинко;
  • значит — в честь Киотского храма Мандзи.

Символы японской культуры

Первая ассоциация с Японией — сакура (японская вишня). В стране существует особый обряд, чтобы полюбоваться его цветением — хан. Дерево много раз воспевается в японской поэзии хокку. Японские народные песни отражают сходство природных явлений с жизнью человека.

Журавль по популярности не уступает сакуре — символу счастья и долголетия. Не зря японское искусство оригами (складывание фигурок из бумаги) стало популярным во всем мире. Изготовить журавль — значит привлечь удачу. Образ журавля присутствует во многих японских песнях. Другие символы также взяты из окружающего мира. Символика японской культуры — естественная символика.

Сямисен

Сямисэн (яп. 三味 線 букв. «Три струны»), также санген; устаревший сямизен, сямисэн) — японский трехструнный щипковый музыкальный инструмент. Ближайший европейский аналог сямисэна — лютня. Сямисэн, наряду с флейтами хаяси и сякухати, барабаном цудзуми и цитрой, являются одними из традиционных японских музыкальных инструментов.

Сямисэн появился в Японии примерно в 15-16 веках. Предшественником сямисэна является сансин (三 線), который играл в королевстве Рюкю, которое в то время стало префектурой. Саншин, в свою очередь, происходит от китайского инструмента sanxian, который произошел от инструментов Средней Азии. В отличие от Европы, где традиционные / древние инструменты не привлекают особого внимания, сямисэн и другие национальные инструменты в Японии широко известны и любимы. Популярность обусловлена ​​не только уважением японцев к их культуре и истории, но и использованием национальных инструментов, особенно сямисэн, в традиционном японском театре — в основном в театрах Кабуки и Бунраку. Обучение игре на сямисэн является частью программы обучения майко — будущей гейши.

Сямисэн также был важным инструментом для странствующих слепых музыкантов-гозе, появившихся на заре сёгуната Токугава.

Существуют разные типы инструментов, которые отличаются друг от друга толщиной грифа. Инструменты с узкой шейкой называются хосодзао (細 棹) и в основном используются в музыке нагаута (長 唄). Инструмент со средней шеей называется чу: дзао (中 棹) и используется в таких музыкальных жанрах, как киемото (清 元), токивазу (常 磐 津), дзюта (地 唄) и т.д. В северной Японии, особенно в регионе Цугару (западная префектура Аомори), используется отдельная разновидность сямисена с толстой шеей цугару-джамисен (津 軽 三味 線), что требует особой виртуозности для игры. Цугару-джамисен с более толстой шеей называется футзао (太 棹) и используется в дзюрури (浄 瑠 璃). Сямисэн изготавливается из твердых пород дерева (красное дерево используется для изготовления дорогих инструментов). Тело покрыто кошачьей шкурой (цугаружамисэн — собачья). На сямисене играют с помощью большой кирки бати, которая сделана из таких материалов, как дерево, слоновая кость, панцирь черепахи, рог буйвола и пластик. Бати для нагаута и дзиута — это почти правильные треугольники с очень острыми краями. Цугаружамисен предлагает кирку меньшего размера, больше напоминающую лист дерева гинкго. Веревки изготавливаются из шелка, нейлона и тетлона. Обучение игре на сямисэн в стиле коута (小 唄) «короткая песня» является частью программы обучения майко — будущей гейши. Название контрастирует с музыкальным жанром бунраку и кабуки — нагаута (長 唄) (длинная песня). Самым известным и сложным из стилей исполнения является гидаю, названный в честь Такемото Гидаю (1651-1714), кукольного театрального деятеля Осаки бунраку. Инструмент и медиатор больше всего управляют, а сам гид является одновременно певцом и комментатором того, что происходит на сцене. Работа рассказчика настолько сложна, что в середине шоу гида заменяют. Рассказчик должен абсолютно точно знать текст и мелодию. С 19 века появились и онна-гидайю, рассказчики женского пола.

Необычная красота

Японские музыкальные инструменты, напоминающие гусли, — это кото. Они были завезены в Японию в первом тысячелетии. Они играли на кото в императорском дворце. Им должны были владеть все аристократы. Поэтому игра на кото была включена в образовательную программу элитных слоев общества. Для извлечения звука из этого инструмента музыкант использует накладные ногти. Один для большого пальца, один для указательного и один для среднего пальца правой руки. Клавиши предварительно настраиваются с помощью перемычек. Есть два типа кото. На большом — длиной 1,8-2 метра — с одной и более струнами, используется для игры в оркестре. Это называется co. Для сольного инструмента выберите инструмент поменьше, длиной 1 метр с семью струнами. Самым популярным музыкальным произведением для этого инструмента является «Рокудан но сирабэ», написанное слепым Яцухаши Кенге в 17 веке.

Кото

Японская музыка известна инструментом в форме арфы с помесью гуслей. Он был завезен в страну более тысячелетия назад и назывался кото.

Его можно назвать благородным, потому что в него играли при императорском дворе. Любой уважающий себя представитель аристократии был обязан уметь играть на ней. По этой причине игра на музыкальном инструменте даже включена в учебные программы привилегированных школ.

играя на спонсируемых упырей
Кото

Чтобы играть в кото, вам нужно использовать специальные подушечки для ногтей для среднего, указательного и большого пальца. Для оркестрового исполнения использовалось большое кото размером до двух метров, на котором могла быть только одна струна. Для сольных выступлений была выбрана меньшая версия — метр, семь струн.

Что такое сямисэн

В средние века сказочники, певицы и слепые бродячие женщины играли на улицах городов и поселков на щипцовом струнном инструменте, звучание которого напрямую зависело от мастерства исполнителя. Его можно увидеть на старинных росписях в руках красавиц-гейш. Они играют завораживающую музыку, используя пальцы правой руки и медиатор — специальное приспособление для ударов по струнам.

Сями (так ласково называют инструмент японцы) — аналог европейской лютни. Его звук имеет широкий тембр, который зависит от длины струн. Каждый исполнитель подстраивает сямисэн под себя, удлиняя или укорачивая его. Диапазон составляет 2 или 4 октавы.

Музыкальный инструмент сямисэн

Хитирик

Другой духовой инструмент также очень похож на небольшую флейту. Он изготовлен из дерева: бамбуковой трубки и внешней отделки коры вишни.

четыре флейты
Хичирики

Диапазон звука соответствует размеру — всего одна октава. Музыка извлекается из специальных отверстий. Кроме того, читирик снабжен кольцом, позволяющим варьировать тональность и звучание.

Гипербасовая флейта (Флейта-гипербас)

Первая версия гипербасовой флейты.
Гипербасовая флейта — самый большой духовой инструмент с самым низким звуком, длина которого может достигать 15 метров. Первый образец гипербасовой флейты изготовил флорентийский маэстро Франческо Ромеи для итальянского флейтиста Роберто Фаббрициани, выступившего спонсором проекта. Именно Фаббрициани назвал инструмент «Флейта ипербассо» (итальянская флейта ипербассо).

Инструмент играет на четыре октавы ниже, чем обычная концертная флейта (3 октавы под басовой флейтой, 2 октавы под контрабасовой флейтой и одна октава под контрабасовой флейтой). Базовая нота — C0 (C), что делает звук гипербасовой флейты на октаву ниже, чем у обычного фортепиано. Фоновый звук инструмента воспроизводится с частотой 16 Гц, за пределами возможностей человеческого слуха, различая звуки в диапазоне от 20 до 20 000 Гц.

Материалы корпуса — ПВХ и дерево. Отверстия флейты прикрыты всей рукой, а обычных клавиш у инструмента нет.

Колесная лира (Hurdy-Gurdy)

Уличный музыкант с колесной лирой.
Тростниковый инструмент известен в Европе с конца XII века под названием «органист», а первые изображения колесной лиры, датируемые 1175 и 1188 годами, были найдены на миниатюрах английских книг и на басе. -рельеф собора Святого Иакова в Испании. Самая старая из сохранившихся лир на колесах датируется XII веком и представляет собой громоздкий инструмент, на котором могут играть два человека: один вращает шею, а другой меняет положение стержней.

С появлением в 13 веке колесной легкой лиры инструмент стал непременным атрибутом средневековой культуры менестрелей. Лира утратила свою популярность в 15 веке: в то время колесная лира считалась орудием странников и нищих. Популярность инструмента вернулась в 18 веке, когда лира приобрела популярность среди французской аристократии.

В России примерно в 17 веке появилась колесная лира, также ассоциирующаяся с бродягами, нищими и скоморохами, исполняющими простенькие и игривые песни под аккомпанемент инструмента. Несмотря на непростое отношение людей, в России колесная лира приобрела статус русского народного инструмента.

Во время игры лиру кладут на колени, издавая звуки, поворачивая ручку колеса и меняя положение стержней, с которыми связаны струны. Количество струн достигает 11 штук: большинство из них монотонно вибрируют и одновременно в результате трения о колесо, а 1-4 отдельные струны воспроизводят мелодию.

Звук колесной лиры отличается мощью, однообразием и незначительным носовым тоном, вызывающим ассоциации с музыкой народов Ближнего Востока. Качество звука во многом зависит от точной центровки колеса и гладкости его поверхности.

Родственник гобоя

Какие еще существуют японские музыкальные инструменты? Ветер — читирик. Этот инструмент считается прародителем гобоя. Он изготовлен из бамбука и декорирован корой вишни. Он имеет небольшой размер и звуковой диапазон всего в одну октаву. Внешне читирик напоминает флейту. На корпусе есть отверстия для извлечения звука, а также кольцо для регулировки тембра и громкости.

А в Японии есть необычный музыкальный инструмент, на котором может играть каждый. Необязательно иметь музыкальный слух. Это произойдет само по себе, когда вы помоете руки. Это суйкинкуцу.

Суйкинкуцу

Семь самых интересных и оригинальных инструментов Японии замыкает очень необычный инструмент. Раньше каждый мог сыграть в нее, подойдя к ближайшему колодцу.

Секрет был прост: керамический, глиняный или металлический кувшин закапывали в землю на дне колодца, предварительно перевернув его вверх дном. В дне кувшина было отверстие, через которое с приятными звуками просачивалась вода.

Suikinkutsu
Хорошо пой суйкинкуцу

Сегодня сходство с древним суйкинкуцу более компактно. Вы можете наслаждаться такой мелодией на современных площадях, в магазинах и даже дома.

Вотерфон

Водные наушники разных размеров.
Водяной телефон был изобретен и запатентован Ричардом Уотерсом в 1968 году. Водяной телефон использовался в качестве музыкального инструмента в саундтреках таких фильмов, как «Впусти меня», «Полтергейст» и «Матрица».

Основная роль в инструменте отводится воде, благодаря чему она играет. Водяной телефон состоит из резонатора из нержавеющей стали и множества бронзовых стержней переменной длины, расположенных вдоль края сосуда. Звуки производятся с помощью лука, резиновых молотков, пальцев и всего остального, что может вибрировать. Движение воды внутри чаши изменяет звук водяного телефона.

Звук инструмента сравнивают с песней кита. По словам самого Уотерса, Джим Ноллман, друг изобретателя, однажды позвонил по внутренней связи посреди океана. Уотерс говорит, что импровизированный концерт недалеко от Гавайев привлек внимание синих китов, которые окружили Ноллмана и не уплыли, пока мужчина не закончил представление.

Подземная мелодия

В переводе это слово означает «водная пещера кото». Раньше такие устройства устраивали на родниках, но в современном мире их можно встретить в парках, магазинах, жилых помещениях. Японцы любят звуки суйкинкуцу, и хотя звуки создаются не человеком, а природой, люди все равно настраивают его. Это кувшин, закопанный в землю вверх дном. Вода попадает в кувшин через отверстие в дне, рождая простые мелодии. Лучше всего подойдут керамические кувшины, хотя также используются металлические. Те, кто впервые слышит звуки, доносящиеся из-под земли, поражаются, когда узнают, как на самом деле работает этот инструмент.

японский щипковый музыкальный инструмент

Япония — необычная страна. Поэтому японские музыкальные инструменты, фото которых представлены в статье, отличаются оригинальностью. Конечно, картинки лучше не смотреть, а послушать, как они звучат.

Использование в современной музыке

Из-за своего специфического звучания сямисэн часто используется для усиления «национального» звучания в некоторых японских фильмах и аниме (по аналогии с балалайкой в ​​России). Следовательно, сямисэн играет в саундтреке к аниме-сериалу Наруто, Puni Puni Poemi. Агацума Хиромицу играет в стиле нью-эйдж. Его используют представители европейского музыкального авангарда (например, Анри Пуссер). Достаточно популярны композиции в исполнении братьев Ёсида, их сямисэн звучит как электрогитара. Мичиро Сато импровизирует на сямисене, а джазовый пианист Гленн Хориучи включил в свои композиции фрагменты сямисена. Гитарист Кевин Кметц возглавляет калифорнийскую группу Shamisen God, в которой играет цугару-джамисен. Братья Ёсида исполняют музыку в традиционном стиле цугару-джамисен северной Японии с добавлением ударных и синтезаторов.

80-ые. Эмбиент, звуки природы и техно.

Ambient, изобретенный в 1970-х британцем Брайаном Ино, прибыл в Японию только 10 лет спустя. Ино планировал создавать фоновую музыку для залов ожидания в аэропортах и ​​в конце концов открыл для себя новый жанр. Похожая история произошла с японской средой. Пионеры жанра Kankyo Ongaku (из японской эмбиентной музыки) писали музыку для бизнеса, рекламы и отдыха. Однако были и те, кто видел потенциал для творчества и экспериментов в минимализме окружающей среды.

Hiroshi Yoshimura

Хироши Йошимура был одним из пионеров этого жанра. Японцы написали первый альбом Music For Nine Post Cards для Музея современного искусства Hara.Музыка понравилась посетителям и была замечена композитором Сатоши Асикава, который включил альбом в свою коллекцию Wave Notation. Йошимура писал музыку для галерей, выставок, шоу, музеев и даже для Японской радиовещательной компании. Однако за пределами Японии он не был популярен. Самый известный альбом композитора, Green, был записан в его домашней студии в 1986 году. Успокаивающее журчание воды, пение птиц и щебетание сверчков сочетаются с медленной мелодией синтезатора. По его задумке, при прослушивании альбома в его голове должен создаваться образ расслабляющего пейзажа, который автор ассоциировал с зеленью. Йошимура умер в 2003 году. За свою жизнь он написал 12 альбомов, которые при жизни композитора были известны узкому кругу творческой интеллигенции. После «переоткрытия» жанра американскими музыкальными критиками в 2017 году альбомы Ёсимуры начали переиздавать, а сам японец стал считаться отцом Канкё Онгаку.

Haruomi Hosono

В своем сольном проекте лидер Yellow Magic Orchestra Харуми Хосоно исполнил музыку, противоположную YMO. За основу была взята тишина, медленно заполняемая щебетанием сверчков, звуками дождя, японскими духовыми инструментами и медитативными гонгами. Звуки природы, наполненные долгими паузами и буддийским ритмом инструментов, создавали атмосферу покоя и тишины. Его самый известный эмбиент-альбом, Watering a Flower 1984, изначально создавался как серия треков, которые будут играть в первом токийском магазине Muji. Альбом, как и большинство сольных работ Хосоно, долгое время оставался незамеченным, но в 2017 году пластинка была обнаружена американскими музыкальными критиками, после чего альбом стал появляться в различных сборниках эмбиентных альбомов известных западных изданий.

Mkwaju Ensemble

В начале 1980-х японцы активно экспериментировали с электронными устройствами, но монотонное звучание секвенсоров и драм-машин устраивало далеко не всех. Затем японские музыканты обратили внимание на музыкальную культуру Африки, Азии и Австралии.

Члены перкуссионного трио Mkwaju Ensemble играли на африканских барабанах, бамбуковых досках, маримбах и многих других традиционных инструментах из Африки и Азии. Японская национальная музыка была переплетена с африканскими мотивами ритмичных бонго, хлопков в ладоши и духовых инструментов. Музыканты много экспериментировали и импровизировали, меняя ритм и темп движущихся композиций. Монотонный ритм барабанов и гул духовых инструментов ускорился так же неожиданно, как и замедлился. Ансамбль Mkwaju просуществовал недолго, оставив после себя всего 2 альбома, популярных в ближних кругах ценителей авангарда.

Midori Takada

Их преемник, Мидори Такада, пошел еще дальше и добавил к африканской маримбе идиофоны, гонги и погремушки. В своем культовом эмбиентном альбоме Through the Looking Glass она сочетает в себе европейское, азиатское и африканское влияние. В дополнение к инструментам, используемым ансамблем Mkwaju, Такада играл на стеклянных бутылках с кока-колой и окариной, с помощью которых он имитировал голоса птиц. Создавая трек Catastrophe ∑, музыкант пошел еще дальше в извлечении звука из подручных предметов. Были использованы все объекты, на которые можно было ударить. По ее словам, она экспериментировала с различными объектами, потому что считала, что звук можно извлечь из всего в мире, а люди этого просто не осознавали. Несколько лет назад музыкальные критики вновь открыли для себя творчество Такады. В 2021 году швейцарский лейбл WRWTFWW переиздал на виниле Through the Looking Glass, и его электронная версия стала вторым самым продаваемым альбомом на Discogs в том же году. 66-летний Takada отправился в свой первый тур по США, который привлек еще больше внимания слушателей к Kankyo Ongaku.

P-Model

Музыкальный проект «P-Model» оказался очень продуктивным: за 20 лет музыканты выпустили 13 альбомов, несколько альбомов концертных выступлений, множество синглов и видеоклипов. Поклонники научной фантастики и экспериментов с электрическим звуком P-Model исполнили быстрые и вдохновляющие мелодии в стилях техно и пост-панк. Ключевые темы, интерпретируемые в песнях, — робототехника и киберпанк, процветавшие в начале 90-х. Состав группы постоянно менялся, участники уходили и возвращались. От начала до конца в группе был только лидер группы Сусума Хиросава. В 1992 году обновленный состав P-Model в очередной раз записал одноименный альбом, ставший самым популярным среди поклонников японской андеграундной сцены того времени. Сквозной темой публикации была компьютеризация, а также влияние науки и технологий на культуру и общество Японии. Альбом вдохновил многих художников, музыкантов и режиссеров, таких как Сатоши Кон, Кентаро Миуэра и многих других.

Как играть на сямисэне

Отличительной особенностью инструмента является возможность изменения тембра. Основной метод получения звука — удар медиатором по струнам. Но если исполнитель одновременно играет на струнах на грифе левой рукой, звук становится более изящным. Нижний аккорд савари имеет большое значение в исполнительском искусстве. Сжатие позволяет извлечь спектр гармоник и небольшой шум, обогащающий мелодию. В этом случае голосовая линия рассказчика или певца должна максимально совпадать со звучанием их, немного опережая мелодию.

Сямисэн — это не просто музыкальный инструмент; он воплощает многовековые традиции, историю Японии и культурные ценности народа. Его звук сопровождает жителей села от рождения до смерти, он дарит радость и сочувственно мелодичен в грустные времена.

Основные песенные и танцевальные жанры

Как и другие народы, японская народная музыка превратилась из древних магических форм в светские жанры. На формирование большинства из них оказали влияние буддийские и конфуцианские учения. Основная классификация жанров японской музыки:

  • религиозная музыка,
  • театральная музыка,
  • придворная музыка гагаку,
  • народные песни.

Старейшие жанры — буддийские песнопения сюмё и придворная музыка гагаку. Темы религиозных песен: буддийское учение (када), доктрины учения (ронги), паломнические гимны (гойка), хвалебные песни (васан). Синтоистская музыка: музыка в угоду богам, короткие циклы песен и танцев в костюмах.

Светский жанр включает придворную оркестровую музыку. Гагаку — ансамбль, заимствованный из Китая, исполняющий инструментальную (канген), танцевальную (бугаку) и вокальную (вачимоно) музыку.

Японские народные танцы берут свое начало в ритуальных представлениях. Танец представляет собой странное резкое движение рук и ног, а для танцоров характерны искаженные выражения лиц. Все движения символичны и понятны только посвященным.

Есть два типа японского современного танца: запахи, домашний танец с резкими прыжками и движениями, и май, более лирический танец, который представляет собой особую молитву. Стиль одори дал начало танцу кабуки, а затем и всемирно известному театру. Майский стиль лег в основу театра Но.

Около 90% музыки Страны восходящего солнца — вокал. Важными жанрами народной музыки являются песенные сказки, песни в сопровождении кото, сямисэн и ансамбля, обрядовые народные песни: свадьба, работа, отдых, дети.

Самая известная японская народная песня — это песня «Сакура» (то есть «Вишня»):

Устройство инструмента

За долгое время существования дизайн в реальности не изменился. Для выращивания используют павловнию, распространенное на востоке дерево. Красота японского кото определяется качеством дерева и резьбой по дереву. Поверхности обычно не украшают дополнительными орнаментами.

Длина достигает 190 см, ширина пучка обычно 24 см. Инструмент достаточно массивен и имеет серьезный вес. Большинство разновидностей можно разместить на полу, но некоторые могут поместиться у вас на коленях.

Интересно, что японцы связали колоду с традиционной мифологией и религиозными верованиями, тем самым придав ей анимацию. Мост похож на дракона, лежащего на берегу. Практически каждая часть имеет свое название: верхняя часть ассоциируется с панцирем дракона, нижняя — с его брюхом.

У строк есть уникальное имя. Первые струны считаются по порядку, последние три струны в конфуцианском учении называются добродетелями. В древности струны делали из шелка, сейчас музыканты играют на нейлоне или полиэстере-вискозе.

В деке проделаны отверстия, благодаря им легко менять струны, улучшается резонанс звука. Их форма зависит от вида кото.

Для извлечения звука используются специальные медиаторы цумэ из бивня слона. Насадки надеваются на пальцы. С их помощью получается насыщенный и сочный звук.

Игра на японской цитре

Оцените статью
Блог о музыкальных инструментах
Adblock
detector